Народная газета

Большие шаги для малого дела

Открыть свое дело в нашей стране становится проще. Это результат большой и долгой работы. По поручению Президента подготовлен пакет документов по либерализации бизнеса. В частности, подписан указ, расширяющий перечень видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП. Разработка сайтов, дизайн интерьера, пошив одежды, парикмахерские услуги — неполный перечень видов бизнеса, которыми можно заниматься, уплачивая лишь единый налог. Впрочем, это всего один из шагов на длинном пути изменений. Главная цель, которую преследуют нововведения, — снять ненужные преграды и способствовать раскрепощению деловой инициативы. Что для этого нужно?


КЛИМАТ ДЛЯ РОСТА

Государство в последние годы предпринимает серьезные усилия по либерализации бизнес-климата. Позиция Беларуси в международном рейтинге Doing Business улучшается.  Но главное — растут количество малых и средних предприятий и их вклад в экономику: сегодня они генерируют около 20% ВВП. В Евросоюзе — порядка 60%.

Развитию предпринимательства у нас препятствуют сохранение значительного количества барьеров на  бизнес-пути и недостаточные меры по его поддержки.

В качестве серьезного препятствия я отметила бы культурный барьер: в нашей стране многие годы считалось, что зарабатывать деньги неприлично. Сегодня государству необходимо бороться с такими стереотипами, показывая положительные примеры создания своего дела.

Не меньше проблем и от бюрократических ограничений. В законодательной системе есть множество противоречащих друг другу требований, которые к тому же периодически меняются, и уследить за этими изменениями небольшой компании, где нет штата юристов, непросто. Начиная дело, никто не знает, заработает он деньги или потеряет. Регуляторные сложности усиливают естественные риски и заставляют человека быть порой чересчур осторожным.

Сегодня ведется целенаправленная работа по улучшению налогового законодательства и практики его применения. Здесь подвижки есть. Но предприниматели часто жалуются на контроль со стороны санэпиднадзора и пожарной безопасности. Важная проблема заключается в том, что перед проверяющими стоит задача собрать максимальное количество штрафов, а не помочь бизнесу соответствовать нормам законодательства. Большинство контролирующих органов не считают необходимым консультировать коммерсантов.

Как показывает опыт соседних стран, даже при отсутствии серьезных барьеров предприятиям необходима поддержка. В России, например, реализуется масса программ в двух направлениях. Первое направление — информирование, в рамках которого создаются консультационные центры. Второе — это развитие микрофинансирования, которое реализуется как через банки, так и через специальные фонды. Сейчас микрофинансирование развивается и в Беларуси, но пока его масштабы явно недостаточны.

В Польше развита инфраструктурная поддержка предпринимателей через бизнес-инкубаторы. Там компаниям в аренду предоставляются площади с подведенными коммуникациями, что очень удобно для старта производственных предприятий. Инкубатор также предоставляет консультационные услуги. Например, маленькая компания в 10—15 человек не может себе позволить нанять на полную ставку маркетолога или юриста, и в инкубаторе у нее есть возможность периодически пользоваться их консультациями.

Если мы сможем устранить барьеры для развития бизнеса, а также реализовать меры по его поддержке, это в ближайшие годы приведет к экономическому росту и улучшению ситуации в сфере занятости.


Катерина Борнукова, эксперт Центра экономических исследований БЕРОК

ДОРОЖНАЯ КАРТА

Прежде чем достичь любого достойного результата, необходимо сформировать и реализовывать определенные приоритеты, планы, дорожные карты. Эта мысль актуальна как для отдельных людей, так и конкретных предприятий и целых государств. Сегодня для нашей страны характерно в значительной степени краткосрочное планирование. Простейший пример: появились излишки продукции на складах крупных госпредприятий — давайте будем их уменьшать, кровь из носу.  При всей своей эмоциональной ясности и прозрачности такая деятельность не тянет на статус концептуальной.

Понимание того, что наиболее перспективным для страны является развитие малого и среднего предпринимательства, есть на самых разных уровнях. Если это приоритет для нас, то стоит оперативно принять пакет документов для ускоренного развития этого сектора экономики, выделять на его поддержку определенные ресурсы.

Порой рынок может адаптироваться к условиям самостоятельно, но такой сценарий чаще всего негативно сказывается на развитии отдельных отраслей и даже страны. Очевидно, что в каждой сфере деятельности имеется баланс интересов, который чрезвычайно важно соблюдать. Не будет ничего хорошего, если вся страна займется выращиванием картофеля. Кстати, точно так же недопустима картина, при которой все граждане сделают ставку на программирование и высокие технологии. При таком крене быстро встанет вопрос о том, кто нас будет лечить, учить, кормить, обувать, одевать.

Безусловно, грамотно сформированный и реализованный стратегический план развития малого и среднего предпринимательства может преобразить страну. Нужно лишь сейчас договориться о том,  какую экономику мы хотим сформировать через 5—10—15 лет. Но что делается в итоге? Минфин заявляет, что в обозримом будущем (ближайшие 10 лет) государство не собирается снижать налоги. И это при том, что в Казахстане они в 2 раза ниже по сравнению с нашей страной, в России — в полтора. С учетом того, что Беларусь, Россия, Казахстан — в едином экономическом пространстве, плюс они декларируют создание общего энергетического пространства, ситуация с налогами выглядит как минимум странно.

Или взять такую ситуацию. Согласно постановлению Совмина местные бюджеты до 1% своей доходной части должны выделять на развитие или льготное кредитование малого и среднего предпринимательства.  Но эти инициативы превращаются на местах в ничто. И перспектив серьезного изменения ситуации на ближайшие пять лет не просматривается. Нет пока четкой дорожной карты о работе в регионах для появления новых небольших бизнесов, к тому же имеющих возможности для развития. В результате не получают на практике поддержку инициативы, необходимые для реального роста предпринимательства.

В нынешнем году ведется огромная работа по либерализации бизнеса. Однако нужны более серьезные подвижки, иначе мы можем упустить хороший исторический шанс на качественный рывок. Поэтому представители делового сообщества настроены обратиться с инициативой в адрес Правительства: подписать договор о намерениях (меморандум) о совместных действиях, способствующих ускоренному развитию предпринимательства в стране. В нем будут прописаны основные вопросы стратегического сотрудничества бизнеса с государством.

Еще один аспект — высокие риски ведения бизнеса. В частности, не на достаточном уровне находится защита прав собственности. Есть и другие болевые точки. Поэтому крайне важно в самое ближайшее время (по общим экспертным оценкам, в срок до 3 лет) обеспечить базовые условия работы в предпринимательской сфере. Параллельно необходимо формировать и реализовывать стратегические региональные, отраслевые планы развития деловой активности. Разумеется, бизнес также должен быть готов к ответственности. При таком подходе уже к 2020 году наша страна может получить потенциал для стремительного роста малого и среднего предпринимательства. А это, ни много ни мало, будет способствовать полноценному раскрытию творческого потенциала всей нашей экономики.

Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости