Большие полномочия для действенного контроля

Департамент ветеринарного и продовольственного надзора — подразделение, которое с недавних пор появилось в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Чем вызвано его создание? Каковы функции новой структуры? На эти и другие вопросы отвечает директор Департамента Василий ЖУКОВ.

Новое подразделение аграрного ведомства призвано поднять сельхозпроизводство на более высокий уровень

Департамент ветеринарного и продовольственного надзора — подразделение, которое с недавних пор появилось в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Чем вызвано его создание? Каковы функции новой структуры? На эти и другие вопросы отвечает директор Департамента Василий ЖУКОВ.

— Приобретая продукты, мы в первую очередь интересуемся их качеством. И оно не всегда нас устраивает. Так вот, чтобы таких случаев было меньше, и создан Департамент ветеринарного и продовольственного надзора, — говорит Василий Потапович. — Конечно, это лишь общее толкование наших целей. Основные задачи Департамента — осуществление государственного контроля и надзора в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, ветеринарии, семеноводства, карантина и защиты растений, участие в реализации единой государственной политики в сфере производства и переработки продукции сельского хозяйства, в том числе мясной и молочной.

Результатом нашей работы должно стать обеспечение выпуска предприятиями республики качественных и безопасных для здоровья человека пищевых продуктов, которые будут пользоваться потребительским спросом не только у населения нашей страны, но и за рубежом, недопущение возникновения и распространения особо опасных болезней, в том числе общих для животных и человека, а также защита территории Беларуси от проникновения и распространения карантинных объектов — вредителей, болезней и сорных растений.

— Но разве в прежние годы это не делалось?

— Безусловно, делалось. Но действия различных контрольных организаций были разрозненными и оттого не всегда эффективными. Поэтому Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2010 года № 236 определен единый контрольный орган с названными выше задачами. Правительством ему подчинены такие учреждения, как Белорусское управление государственного надзора на границе и транспорте, Белорусский государственный ветеринарный центр, Ветеринарный надзор, Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений, Государственная хлебная инспекция. Кроме того, в состав Департамента входят государственная продовольственная инспекция по качеству и стандартизации, государственная ветеринарная инспекция и ряд других служб, а также соответствующие структуры на областном и региональном уровнях.

Указом Президента государственные инспектора наделены более широкими полномочиями, позволяющими им осуществлять действенный контроль и надзор в сфере компетенции Департамента.

— Как представлен Департамент в регионах республики? Каков он в организационном плане?

— Департамент является структурным подразделением центрального аппарата Минсельхозпрода с правом юридического лица, наделенного государственно-властными полномочиями. Для выполнения возложенных на него задач в установленном порядке взаимодействует с республиканскими органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, иными организациями по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В регионах республики структуры Департамента пока не предусмотрены, кроме подчиненных ему региональных служб и организаций Минсельхозпрода. В дальнейшем, при необходимости, будем решать и эти вопросы.

Значительных материальных издержек создание Департамента не повлекло. В штате центрального аппарата около 30 человек. При этом он создан в рамках общей численности работников Минсельхозпрода. Что же касается организаций, которые вошли в Департамент, то они по-прежнему работают в пределах своей штатной численности.

— Каким образом вы боретесь с недостатками в работе хозяйствующих субъектов. И какие наказания ожидают виновных?

— По выявленным нарушениям в первую очередь выдаем обязательные к исполнению предписания руководителям организаций, информируем вышестоящие структуры, исполнительную власть, представленную на данной территории. По законодательству, они обязаны принять меры к устранению выявленных нами недостатков в установленные сроки.

При более грубых нарушениях Департамент вправе инициировать приостановку работы того или иного предприятия вплоть до его закрытия. А при выявлении особо тяжких нарушений материалы направляются в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

— Кто работает в Департаменте? Это специально подготовленные люди или обычные специалисты сельского хозяйства?

— Наши сотрудники — это высококвалифицированные специалисты, имеющие достаточный опыт работы на производстве и в контрольных органах. Излишне говорить о том, что они должны обладать высокими моральными и деловыми качествами, быть принципиальными, объективными, стойкими к различного рода провокациям.

Труд инспектора не так легок, как может показаться. Чтобы спросить, инспектор должен знать больше того, с кого спрашивает. Поэтому подбор кадров в Департаменте проводится на конкурсной основе. Наши специалисты работают по направлениям — ветеринарному, продовольственному и фитосанитарному контролю. И чем они будут опытнее, тем результативнее окажется их деятельность.

— Какие сферы АПК призван контролировать Департамент, или под его присмотром будет все сельское хозяйство?

— Департаменту предоставлено право контроля и надзора за такими отраслями, как животноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, растениеводство и кормопроизводство. Мы также контролируем производство и ввоз продовольственного сырья, продуктов питания, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств для ветеринарии, семян, саженцев, средств защиты растений. В общем, легче назвать то, чего мы не должны касаться. Вообще, весь агрокомплекс и потребительский рынок — это сфера наших интересов..

— Кому подотчетен Департамент и где можно оспорить его действия?

— Департамент является структурным подразделением Минсельхозпрода. В случае несогласия с решением Департамента его действия можно обжаловать в вышестоящей организации, то есть в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, или оспорить решение в судебном порядке.

Должностные лица Департамента и учреждений, подконтрольных Департаменту, осуществляющие государственный контроль и надзор, несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач, функций и обязанностей, их решения могут быть обжалованы в порядке, установленном законом. Департамент подотчетен Министерству сельского хозяйства и продовольствия.

— Над чем сейчас работают ваши специалисты?

— У каждого из них свое направление. Но мы не забываем и о текущих делах. К примеру, контролируем заготовку кормов. Предстоящая жатва, другие кампании тоже не пройдут мимо нашего внимания.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Визитная карточка

Василий Потапович ЖУКОВ родился в 1955 году в деревне Островок Костюковичского района Могилевской области. В 1980-м окончил Белорусскую орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию. В 2007-м — Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

Трудовую деятельность начал в 1972 году трактористом совхоза «Самотевичи» Костюковичского района. Впоследствии работал на руководящих должностях — председателем колхоза имени XXIII съезда КПСС, директором совхоза «Искра», генеральным директором Государственного национального парка «Беловежская пуща», заместителем управляющего делами Президента Республики Беларусь, директором Департамента продовольствия Минсельхозпрода, директором открытого акционерного общества «Белэнергоснабкомплект».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter