Большие планы Большого: эксклюзивное интервью с генеральным директором театра Владимиром Гридюшко

Этот год для нашего Большого юбилейный — ему исполняется 85 лет. Руководство и артисты театра никогда не скупятся на подарки и сюрпризы для своих зрителей, а в праздник и подавно. Мы встретились с генеральным директором Владимиром Гридюшко, чтобы узнать, чем они готовятся удивлять и потчевать нас на этот раз. В праздничной беседе подняли и несколько проблемных вопросов.

Владимир ГРИДЮШКО

— Владимир Павлович, какой подарок хотели бы получить к 85-летию театра?

— Самый большой подарок для нас — интерес зрителей, их благодарность. Каждый год во время Большого новогоднего бала в театре все его участники пишут свои пожелания. Там всегда только добрые слова. Вот у меня на столе стоит интересный документ в рамке — благодарность генеральному директору. И подпись: «Ваши постоянные зрители». Вот такие подарки дают основание всем нам думать, что мы не напрасно живем, делаем хорошее дело, публика удовлетворена нашей работой. Мы ведь и работаем, чтобы удивлять, поражать, показывать новое и интересное. Зрители должны понимать, что здесь всегда найдут ту изюминку, которая растопит их сердца.

— А какие подарки приготовили вы?

— Уже были две премьеры: оперы «Травиата» Джузеппе Верди и «Тоска» Джакомо Пуччини. В апреле Александр Титель ставит «Богему», также Пуччини. В июле Андрис Лиепа — балет «Петрушка». Три года назад он делал у нас «Жар-птицу». И теперь получится полноценный вечер Игоря Стравинского. Потом у нас грядет мировая премьера — опера с хореографическим прологом «Саломея» Рихарда Штрауса. Эта опера идет во многих театрах, но чтобы соединить ее с балетом на музыку еще одного произведения Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» — это впервые в мире. Чуть позже еще одна премьера — «Анастасия»: либретто Анатолия Делендика (он же написал и сценарий к известному фильму «Анастасия Слуцкая»), музыка белорусского композитора Вячеслава Кузнецова, над этой постановкой работает Юрий Троян. Полагаем, что это будет знаковое событие. К Рождественскому оперному форуму будет молодежная премьера — опера «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. Мы впервые ставим спектакль на группу стажеров. Занимаются этой работой главный режиссер театра Михаил Панджавидзе и главный дирижер Виктор Плоскина. У нас много хороших молодых голосов, и вообще в этом плане у театра хорошее будущее. К нам постоянно приходит пополнение, которое радует и глаз, и ухо зрителей. Потом мы планируем восстановить «Ромео и Джульетту», в начале декабря этот балет появится на сцене в новой редакции.

— А какие сюрпризы приготовили непосредственно в дни празднования юбилея?

— У нас весь год юбилейный, но самые знаковые события произойдут в канун и в день юбилея — 24 и 25 мая. В 1933-м было принято соответствующее постановление Совета народных комиссаров о создании театра, тогда же состоялся и премьерный спектакль «Кармен» с Ларисой Александровской в главной партии. Собственно, поэтому каждый год свой день рождения мы и отмечаем этим спектаклем, а также днем открытых дверей. Так будет и сейчас. На этот раз в главной роли выступит приглашенная артистка — француженка Алима Мамди, она, несомненно, украсит этот спектакль. Наш зритель ее знает, она уже пела в Большом. Да и сам день открытых дверей будет проходить значительно шире, чем обычно. Экскурсии по закулисью, открытые репетиции, творческие мастер-классы — это обязательно. Плюс в этот раз будет занята площадь перед театром, где сыиграет симфонический оркестр и выступят наши солисты. 24 мая состоится концерт-приношение. Поздравлять будут и наши солисты, и приглашенные, и наши партнеры. Ждем истинных поклонников.

Балет «Корсар» — одна из громких премьер этого сезона

— Владимир Павлович, чтобы с шиком отметить юбилей, надо немало денег. Легко ли сегодня в театр завлечь спонсора?

— Это большое дело, когда в стране возрождается меценатство. У нас сложились добрые отношения с ведущими банками страны, другими организациями, которые уже много лет помогают нам проводить различные мероприятия. По сути, в каждом проекте у нас есть свой генеральный партнер. Плюс к ним «Белавиа» и Национальный аэропорт Минск помогают нам в вопросах перелета и приема гостей, а гостиница «Беларусь» поддерживает особыми тарифами на проживание участников наших мероприятий и т.д. Всех не назовешь. Каждый раз мы обращаемся к новым партнерам, и нам не отказывают. Помимо прочего, БСБ Банк каждый год награждает денежными премиями в размере тысячи евро лучших артистов. А каков принцип отбора! В каждом творческом коллективе проходит голосование, иногда даже в несколько туров. Примечательно, что мнение артистов чаще всего совпадает с мнением руководства. Мы, безусловно, благодарны нашим партнерам за финансовую поддержку новых спектаклей — «Жар-птица» и других.

А как мы в прошлом году создавали балет «Орр и Ора»? Наш земляк с Витебщины Вячеслав Заренков, бизнесмен, заслуженный строитель России, профессор, который живет в Санкт-Петербурге, он же и живописец, он же и литератор, он же и автор либретто — талантливый человек, вложил в постановку очень большие деньги. Мы весьма плодотворно и успешно поработали.

Благодаря спонсорам у нас ставят именитые режиссеры, приезжают всемирно известные артисты оперы и балета.

— То есть вы не жалеете денег на приглашение иностранных солистов?

— В разумных пределах. Мы не разбрасываемся деньгами. Если это обычные, устоявшиеся гонорары — зовем. Если просят заоблачные, то мы не рассматриваем такие предложения. На днях главную партию в «Турандот» исполнял Ахмед Агади. А ведь это постоянный партнер Анны Нетребко, Марии Гулегиной. Он премьер Мариинского театра, заслуженный артист России. Это наш приглашенный артист. Недавно такой же статус получила и белоруска Надежда Кучер, выигравшая международный конкурс «Певица мира». Это будущее мировой оперы. Или Надежда Павлова, еще одна наша приглашенная артистка. Два года назад она завоевала Гран-при нашего международного конкурса вокалистов. А первую премию получил тогда Михаил Малафий из львовского театра. Там была интересная история. Приезжает к нам директор этого театра Тадей Эдер, он был членом жюри, и говорит: «С нами ехал молодой перспективный парень, но его сняли с поезда, потому что у него были какие-то проблемы с паспортом, и ему пришлось вернуться, чтобы что-то там уладить». А для регистрации участников паспорт обязателен, но я пошел навстречу и сделал исключение. Михаил приехал через день и замечательно выступил, мы дали ему награду. А после этого он стал нарасхват, ведь в жюри нашего конкурса директора различных театров — его стали приглашать повсюду, и сегодня он уже восходящая звезда мировой оперы. Частый гость он и у нас.

— В театре есть едва ли не все самые громкие мировые балетные и оперные названия, но совсем мало белорусских.

— Я уже сказал про балет «Анастасия», там все белорусское: и либретто, и музыка, и постановщик. Юрий Троян, который ставил и «Витовта», очень серьезно работает над этой постановкой, и уверен, порадует нас.

К 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, которое будем отмечать в 2019 году, мы восстановим балет «Альпийская баллада». И этим самым охватываем еще несколько юбилеев: Василю Быкову — 95, композитору Евгению Глебову — 90, Евгению Чемодурову, в прошлом главному художнику театра, — 105. А хореографу Отару Дадишкилиани, дай бог ему здоровья, — 95. Он был главным балетмейстером Большого театра Беларуси и поставил ряд замечательных спектаклей, но так сложилось, что сегодня в репертуаре не осталось ни одной его постановки. «Альпийская баллада» была поставлена в 1967-м, а годом позже признана лучшим балетом в Советском Союзе, и музыку к нему высоко оценили. Мы урегулировали все вопросы и сейчас работаем над этой постановкой. Этим занимается Юрий Троян, привлекаем к постановочной работе и тех, кто танцевал в свое время в этом спектакле, — Виктора Саркисьяна и Ольгу Лаппо.

Что касается создания новой национальной оперы, то здесь надо понимать: сегодня у нас особо нет выбора, нет интересного, актуального музыкального материала. Мы на перспективу думаем о «Дикой охоте короля Стаха» Владимира Солтана, хотим поставить новый спектакль к юбилею Владимира Короткевича. Но надо понимать, что есть знаковые названия и люди ходят именно на них. В репертуаре Большого театра должна быть мировая классика, но мы стремимся иметь и белорусские постановки. Мы собираем их по крупицам и показываем. Но заполнить все исключительно белорусским материалом тоже нельзя. Нас не будут знать в мировом оперном пространстве, ни о какой интеграции в международное культурное сообщество тогда не может быть и речи.

— Что скажете о сегодняшней труппе театра и что пожелаете артистам?

— У нас высокопрофессиональная труппа, как оперная, так и балетная. Она находится на подъеме. В театре всегда были выдающиеся артисты, но скорее как редкость, а сейчас блистательных, выдающихся имен как никогда много. Известные артисты балета, а нынче и постановщики Нина Ананиашвили и Андрис Лиепа говорили, что представить себе не могут, чтобы на один спектакль было сразу пять полноценных составов. А у нас так и есть. Мы вырастили неплохое поколение, нам очень помогает хореографический колледж, где преподают те, кто когда-то выступал на этой сцене. Мы не отказываемся и от легионеров, в итоге у нас получается крепкая интернациональная труппа.

Вот смотрите, в декабре-январе были гастроли по крупнейшим городам Германии и Австрии, артисты дали более тридцати выступлений. Казалось, как зритель будет здесь обходиться без своих любимых балетов? Но даже без основного состава оставшаяся часть труппы может давать полноценные спектакли. Репертуар от этого не становится беднее. Или вот сейчас часть труппы находится на гастролях в Мексике. Но по афише вы этого не заметите: спектакли идут своим чередом. Это очень важно, что есть полная взаимозаменяемость и поддержка. Дай бог, чтобы болезни не выводили наших артистов из строя. Собственно, здоровья и желаю им. И еще: чтобы полные кошельки были у них. Для каждого человека важно жить в здравии и достатке. Главное, чтобы была работа. Ее у нас достаточно, артисты беспрерывно разучивают новые партии, репетируют и показывают свое мастерство. В том числе и за пределами страны.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter