
В погоне за Шумахером
Когда в 2014 году в «Формулу-1» пришли гибридные силовые установки и вернулись турбомоторы, никому не приходила в голову мысль, что кто-то из нынешнего поколения гонщиков способен будет претендовать на рекордное количество чемпионских титулов, некогда завоеванных Михаэлем Шумахером.Где-то в своих мечтах, возможно, об этом думал Себастьян Феттель, заработав к тому моменту свои четыре титула с командой «Ред Булл». Но затем, будучи побитым своим новым молодым напарником Даниелем Риккиардо, немец в 2015 году «сбежал» в «Феррари» на место, освободившееся после ухода оттуда Фернандо Алонсо.
Попытки Себастьяна заработать свой очередной титул с итальянской скудерией не удались. Слишком уж быструю построили машину в «Мерседесе». А в 2016 году пилоты «Феррари» даже не попали на финальное награждение FIA, поскольку не смогли пробиться в первую тройку по итогам сезона. Аналогичная история повторилась и в этом году. Более того, Себастьян Феттель проиграл в нынешнем сезоне даже своему юному напарнику Шарлю Леклеру, дебютировавшему в скудерии. Итоговое пятое место для немецкого пилота может предвещать лишь его грядущий уход из гонок.

Следующий, скорее всего, пройдет опять же с преимуществом «Мерседеса». И очень большая вероятность, что по его итогам Льюис Хэмилтон сравняется по количеству завоеванных титулов (7) с Михаэлем Шумахером.
«Мерседес». Пришла пора уходить?
Заводская команда престижной немецкой марки, уверенно обосновавшись на роли лидера с наступлением новой эры турбомоторов, в этом сезоне продолжила свое рекордное восхождение на олимп автоспорта. 7-й титул подряд, завоеванный «Мерседес», — это лучший показатель в истории «Формулы-1». Но, что парадоксально, каждая последующая победа будет все меньше добавлять баллов в общий имидж марки, а вот любая осечка в виде даже второго места будет восприниматься как громкое поражение. Так уж устроено сознание человека. Чем больше одинаковых побед, тем меньше их ценность. Недаром же говорят, что даже самый вкусный продукт со временем приедается. А стоит немецкой команде уступить, например, даже на время свое лидерство — и будьте уверены, волна разговоров о том, что «Мерседес» уже не тот, что он стремительно теряет позиции, не заставит себя долго ждать.Уверен, что в руководстве немецкого концерна это прекрасно понимают. Тем более что нынешняя глава «Мерседес» вовсе не питает особых симпатий к «Формуле-1», как это было в случае с ее предшественником. И, по всей видимости, в кулуарах высших эшелонов власти этой марки активно обсуждается вопрос о будущих приоритетах. Осмелюсь предположить, что, выиграв очередной титул в следующем сезоне, к чему есть все предпосылки, несмотря на возросшую конкуренцию, заводская команда «Мерседес» покинет этот чемпионат, отдав предпочтение чемпионату электромобилей. А в «Формуле-1» продолжит участие только в роли конструктора двигателей.
Уже сегодня с немецкими моторами гоняются «Уильямс» и «Рэйсинг Пойнт». Но главным преемником, на мой взгляд, будет команда «Макларен», которая подписала контракт с «Мерседес» на поставку моторов с 2021 года, когда вступит в силу новый регламент. Потенциал у британской «конюшни» высок. Недаром же после долгих мытарств с японскими мотористами ей удалось-таки построить в нынешнем сезоне болид, способный с двигателями «Рено» уверенно обеспечить себе 4-е место.
Если на мгновение предположить, что «Мерседес» действительно собирается уходить из «Формулы-1», становится понятным и появление слухов о том, что Льюис Хэмилтон может подписать на пару лет, с 2021 года, контракт с «Феррари». Почему бы и нет? В ранге многократного чемпиона британец получит в свое распоряжение один из самых быстрых болидов и, возможно, завоюет для скудерии перед своим уходом «на пенсию» долгожданный титул.
Ферстаппен взрослеет, а титула все нет
С именем Макса Ферстаппена, юноши, стремительно ворвавшегося в нынешнюю «Формулу-1», многие связывали большие надежды. Действительно, став боевым гонщиком еще до достижения 18-летия, голландец заставил FIA переписывать регламент, вводить правила возрастного ценза и баллов для получения суперлицензии гонщиков и даже менять некоторые правила пилотирования в гонках.
Став самым юным победителем Гран-при, казалось, Ферстаппен и дальше будет бить рекорды «Формулы-1», снижая в них возрастную планку. Однако не все оказалось так просто. Бесспорно талантливому гонщику не хватало мастерства, порой терпения и выдержки, чтобы не на самой быстрой машине пытаться бороться с более опытными лидерами. Конечно, будь в его распоряжении болид «Мерседес», все, наверное, могло бы сложиться иначе, но на всех желающих, как известно, чемпионских машин не хватает.
И постепенно юноша взрослел, а долгожданный чемпионский титул так и оставался на недоступном расстоянии. К тому же, будем откровенны, слава об успехах и таланте Макса слегка опережала его действительные заслуги. Взять хотя бы выигранные им квалификации. В прошлом году у него еще был шанс побить рекорд самого юного обладателя поул-позиции, но это не удалось. Более того, когда в этом сезона Ферстаппен наконец-то выиграл свою первую квалификацию, то оказалось, что ему для этого понадобилось больше 4,5 сезона и 94 Гран-при. Согласитесь, в истории «Формулы-1» есть масса примеров более успешных результатов.
Безусловно, в этом сезоне Макс повзрослел. Причем не только по годам, опыту, но и по уровню мастерства, которое он сегодня демонстрирует на трассе. Он стал более выдержанным, его действия сильно отличаются от той нагловато-хамской манеры расталкивать соперников локтями, которую юный голландец принес вместе с собой из картинга. Благо, что мерами стюардов и ответными действиями других пилотов эта манера не смогла прижиться в «Формуле-1». И третий результат по итогам сезона — это лучшая оценка выступлений возмужавшего Ферстаппена. Но всех вопросов эта оценка не снимает.

КОГДА УХОДЯТ ЛЕГЕНДЫ
Помимо открытия новых имен, приобретения новых титулов и побития рекордов, этот сезон отметился в истории «Формулы-1» и грустными потерями.
• По ходу первого гоночного уикэнда в Мельбурне ушел из жизни бессменный на протяжении 22 лет руководитель гонок Чарли Уайтинг. Он внес огромный вклад в безопасность гонок. И умер, как говорится, на рабочем посту в возрасте 66 лет от закупорки легочной артерии в ночь перед свободными заездами Гран-при Австралии.
• 20 мая на 71-м году жизни скончался трехкратный австрийский чемпион «Формулы-1» и неисполнительный директор команды «Мерседес» Ники Лауда. Сказались травмы, полученные им во время страшной аварии в 1976 году на трассе Нюрбургринга. Спустя столько лет пневмония, неожиданно настигшая легендарного гонщика летом прошлого года, фактически не дала ему шанса на жизнь. Даже вмешательство лучших врачей и пересадка легких не спасли Ники.
• 31 августа этого года во время гоночного уикэнда в бельгийском Спа-Франкоршаме из-за травм, полученных в страшной аварии во время субботней гонки, погиб пилот «Формулы-2» француз Антуан Юбер. Эта смерть еще раз показала всем, насколько опасным является автоспорт и насколько высоки скорости машин. Напомним, что после трагического уикэнда в мае 1994 года в Имоле, унесшего жизнь Айртона Сенны, последним из числа погибших из-за аварий в «Формуле-1» был Жюль Бьянки, покинувший этот мир 17 июля 2015 года.
Владимир ВАСИЛЬЕВ, Андрей БЫЛИНА