Больше спишь — дальше будешь

Сон за рулем превращается в напасть для автомобилистов...

Сон за рулем превращается в напасть для автомобилистов. С начала года по этой причине произошло 19 аварий, в которых 3 человека погибли, а 18 пострадали. Доказать, что причиной аварии стал именно сон, сложно. Но если сам водитель не спешит признаваться в том, что перепутал руль с подушкой, траектория движения автомобиля сделает это за него: у заснувших водителей автомобиль, как правило, плавно съезжает в кювет.


«Дальнобойщиков» можно контролировать, отслеживая режим труда и отдыха по тахографу, а вот с автолюбителями, по мнению начальника службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» Евгения Лапца, все гораздо сложнее:


— Иногда мы отслеживаем водителей–торопыг, когда они проезжают Беларусь транзитом. Останавливаем такой автомобиль и удивляемся: по документам человек пересек границу буквально шесть часов назад, а уже почти на другом конце страны. Водителям, страдающим «бессонницей», мы рекомендуем проехать до ближайшей стоянки или гостиницы, отдохнуть пару часов и только затем продолжить путь.


Сотрудники ГАИ могут предложить отдохнуть и белорусским водителям, если замечают, что в потоке они движутся странно и хаотично. Но профилактика сна за рулем со стороны ГАИ не ограничивается только индивидуальной беседой. Например, как известно, в темное время суток интенсивность движения на дорогах снижается в несколько раз, тем не менее в сумерках и после захода солнца происходит наибольшее количество дорожных происшествий. Основные проблемы тут специалисты связывают с резким уменьшением видимости, обзора и контрастности «картинки». А это значит, что шансов мгновенно спрогнозировать изменение дорожной ситуации у водителей меньше. Влияют на безопасность управления автомобилем и биоритмы. Ночью работоспособность снижается: даже у самых стойких и опытных водителей скорость реакции уменьшается. Чаще всего водители засыпают в промежутке с 3 до 6 утра.


Причиной недавней трагедии на Партизанском проспекте в Минске, когда тяжеловоз, задев несколько такси, въехал в подземный переход, мог стать сон за рулем. Причем речь идет об опытном водителе грузовика, который из последних сил спешил в Минск из России.


Заснул и виновник июньской аварии на трассе М1 в Витебской области: его автовоз врезался в «коллегу», стоявшего на обочине. При этом белорусский водитель на российской «Скании» не доехал буквально 15 километров до так необходимого ему отдыха.


Кстати, в сопредельных странах за несоблюдение режима труда и отдыха водителей–профессионалов жестоко наказывают крупными штрафами. Сейчас у нас активно идет обучение специальных мобильных нарядов ДПС, которые будут тщательно следить за показаниями тахографов грузовиков и автобусов.


Евгений Лапец особо отметил, что в летнюю жару сонливость может одолевать некоторых водителей и днем:


— Если чувствуете, что не можете себя контролировать и погружаетесь в дрему, обязательно остановитесь и отдохните в теньке 15 — 30 минут. Даже кратковременный сон гораздо эффективнее, чем его полное отсутствие.


Юлия ТЕРЕНТЬЕВА, «СБ».


Вопрос — ответ


«На днях ехал по очень загруженному участку Минской кольцевой автодороги. Одновременно с потоком машин в попутном направлении справа двигалась большая группа велосипедистов. Несмотря на то что все они были в специальной амуниции, никаких опознавательных знаков участники группы не имели, а их передвижение все–таки мешало автомобилистам. Имеют ли велосипедисты право ездить даже организованными колоннами по автомобильным трассам?

Валерий Клюкач, Минск».


Вопрос передвижения тренировочных групп велосипедистов рассматривался на апрельской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров. Острое звучание ему придала как раз авария на МКАД, когда водитель БМВ буквально врезался в группу спортсменов. Сейчас разрабатывается подробная инструкция, в которую будет внесен ряд важных мер по согласованию маршрутов велосипедистов, использованию машин сопровождения.


В ГАИ рассказали, что велосипедисты имеют право ездить по проезжей части только при отсутствии велосипедных дорожек, обочины или тротуаров. При этом, выезжая на трассы, владельцы двухколесного транспорта должны двигаться не далее одного метра от края проезжей части, горизонтальная дорожная разметка должна быть слева от них. За езду в неположенных местах велосипедистов тоже штрафуют или предупреждают. А за создание аварийной ситуации они могут быть оштрафованы на сумму от 70 тысяч до 280 тысяч рублей.


Не смыкая глаз


Состояние водителя, который не спал 20 и более часов, равносильно алкогольному опьянению. Даже если недосыпать всего лишь 1 или 2 часа за ночь, то способность управлять автомобилем существенно ухудшится: замедляется быстрота реакции, появляются невнимательность и ошибки в вождении.


Все это может привести к довольно плачевным последствиям. Самое простое правило для хорошего водителя — высыпаться, но с синдромом недостаточного сна сталкиваются многие жители мегаполиса. Хроническое недосыпание часто приводит к появлению дневной сонливости и даже нервным расстройствам. Когда нет возможности лечь поспать и нельзя отложить поездку, могут помочь:


1.Энергетические напитки. Один из самых популярных и широко рекламируемых способов. К сожалению, на деле почти не работает. Так что чудо–баночку лучше заменить сильногазированной минеральной водой или кофе из термоса.


2.Счет на минуты. На психологическом уровне бороться с сонливостью помогает отключение часов в автомобиле. Когда вы смотрите на часы, подсознательно хочется спать, потому что время может быть действительно позднее. Когда теряете счет времени, становится проще.


3.Музыка. Лучше, чтобы из ваших автомобильных колонок звучало радио: если слушать прямой эфир, мозг работает и человек пребывает в активном мыслительном состоянии.


4.Открытое окно. Свежий ветер будит моментально. Особенно зимой. Так что при первых признаках зевоты немедленно открывайте окно. Потом закрывайте. Повторите несколько раз, контраст температур обязательно окажет бодрящее действие.


5.Упражнения для глаз. Рекомендуем за рулем не смотреть в одну точку перед собой. Лучше периодически устраивайте небольшую зарядку для глаз: читайте дорожные знаки, взгляните в зеркало заднего вида, рассматривайте дорогу. Машина встречная, опять дорога, панель приборов, слева дом, дорога, кафе справа... Мозг постоянно должен обрабатывать новую визуальную информацию.


6.Водные процедуры. Очень помогает периодически останавливаться и умываться, лучше всего газированной водой — она отлично бодрит (но, к слову, и сушит кожу). Через каждые два часа полезно совмещать умывание или обтирание холодной водой с остановкой и небольшими физическими упражнениями.


7.И самый лучший вариант — хороший попутчик на переднем пассажирском сиденье. Активно выполняя роль штурмана, он должен вести с вами беседу, контролировать не только дорогу, но и ваше самочувствие. И тогда дорога обязательно будет счастливой!


Лилия СТАСОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter