Больше профилактики – меньше наказаний

С 1 ОКТЯБРЯ вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Что изменится в организации проверок предприятий и организаций, станет ли их меньше? Как надзорные органы намерены реализовывать требования главы государства о профилактике нарушений в сфере экономики? Ответы на эти и другие вопросы журналисты получили во время пресс-конференции, которую провел Комитет государственного контроля в связи с предстоящим вступлением в силу нового нормативного документа.

В стране меняются подходы к проведению проверок в экономической сфере

С 1 ОКТЯБРЯ вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Что изменится в организации проверок предприятий и организаций, станет ли их меньше? Как надзорные органы намерены реализовывать требования главы государства о профилактике нарушений в сфере экономики? Ответы на эти и другие вопросы журналисты получили во время пресс-конференции, которую провел Комитет государственного контроля в связи с предстоящим вступлением в силу нового нормативного документа.

В соответствии с этим указом внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В новой редакции изложен перечень контролирующих органов и сфер их деятельности, а также критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

«Сегодня главная задача контролирующих органов, — отметил председатель КГК Александр Якобсон (на снимке), — аналитика, предупреждение и профилактика нарушений, а уже только потом наказание, если субъект хозяйствования не выполняет установленные правила».

Указ является новой вехой в организации контрольно-проверочной деятельности в стране, он дает дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство. Проверять такие субъекты в плановом порядке чаще одного раза в пять лет запрещено.

Председатель Комитета государственного контроля напомнил о требованиях Президента сократить количество проверок и придать контрольной и надзорной деятельности предупредительный характер. Все проверки в стране приводятся к общему знаменателю. Теперь проверяющие приходят туда, где для них есть работа, а не ищут эту работу. Тогда контроль будет на пользу и субъектам хозяйствования, и государству, подчеркнул Александр Якобсон.

Новый указ кардинально не изменил подходы к формированию групп риска среди субъектов хозяйствования. Однако в сфере грузоперевозок те организации, которые соответствуют международным требованиям, переведены из высокой в среднюю группу риска. Поэтому и проверяться они будут не чаще одного раза в три года. Появился здесь и критерий, связанный с землепользованием. Если в течение года в отношении пользователей имеются факты самовольного захвата или нецелевого использования земли, то они будут отнесены к высокой группе риска.

Расширен круг субъектов, которые могут быть проверены в рамках Указа № 510, в том числе в мораторный период. К их числу отнесены лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, а также временные антикризисные управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В мораторный период Комитетом государственного контроля может быть назначена внеплановая проверка субъекта, совершающего сделки с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.

Новый документ в значительной степени защищает субъекты хозяйствования. В частности, признание проверок незаконными влечет недействительность их результатов. Если незаконная проверка не завершена, она должна незамедлительно прекращаться. Исключение составляют случаи выявления в ходе проверок фактов, указывающих на признаки преступления. Если будут установлены нарушения при назначении проверки или при ее проведении не будут внесены сведения в книгу учета проверок, к проверяющим применяется административная ответственность в размере до 100 базовых величин. Комитет государственного контроля и его областные структуры получили право исключать из координационных планов контрольной деятельности несоответствующие требованиям законодательства проверки любого контролирующего органа.

Обозреватель «БН» поинтересовался, по каким критериям проверки относятся к незаконным. Таковыми они считаются, если назначаются органами или должностными лицами, которые не имеют на это полномочий. Незаконной будет и проверка, если о ней своевременно не было направлено уведомление. С 1 октября не имеют право на проверки организации, не являющиеся юридическими лицами.

Вместе с тем, как отметил Александр Якобсон, эффективность контроля в стране, несмотря на его либерализацию, не должна быть снижена. Особенно по таким направлениям, как борьба с лжепредпринимательством, нерациональное использование средств бюджета и госсобственности, в сферах реализации крупных инвестпроектов, внешнеэкономической деятельности, валютного обращения, промышленного и строительного комплекса, транспорта, банковской деятельности, потребительского рынка, социальной сферы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter