Предприятия всех категорий увеличивают производство продукции. Но этот рост неадекватный росту эффективности

Больше не всегда значит лучше

ЕСЛИ судить по производственным показателям, то начало года, можно сказать, обнадеживает. За первый квартал в текущих ценах хозяйства всех категорий произвели продукции на 19,5 триллиона рублей — в сопоставимых ценах это плюс два процента к аналогичному периоду прошлого года. Конечно, хотелось бы больше. Но — а эти истины мы уже начинаем постигать — не всегда больше значит лучше. И плюс он тогда хорош, когда эффективен.

За три месяца года максимальный темп роста во всех категориях хозяйств отмечался в феврале — 104 процента, потом было 101,3 в марте и, наконец, 100,9 процента в январе. Снижение уровня производства на Витебщине, Гомельщине и Могилевщине с лихвой компенсировала Брестская область, которая добавила 5,2 процента. По 3,9 процента приросли Гродненская и Минская области.

При этом нужно отметить, что из упомянутых 19,5 триллиона рублей на сельскохозяйственные организации приходится 18,6 триллиона. Так что погоду в отрасли делают именно они. К тому же в последнее время крестьяне все меньше продают молока, мяса, другой продукции — многие выращивают ее для собственных нужд. Это сокращение и компенсируют наши СПК и ОАО.

Скромный плюс по итогам квартала это совсем небольшой запас прочности. Его можно растерять в течение одного-двух месяцев, как и случилось в прошлом году, и потом наверстывать упущенное аж до декабря. А ведь неизвестно, каким будет лето, сколько удастся заготовить кормов, собрать зерна, сахарной свеклы, картошки, получить молока и мяса. Тем более что на 1 апреля численность крупного рогатого скота сократилась почти на 38 тысяч голов, меньше стало коров. Да и не везде буренки ели досыта, если их выпустили на пастбища, едва трава начала расти. Правда, утешает другое сокращение — количество свободных мест на свинокомплексах. По сравнению с первым кварталом прошлого года поголовье выросло на 218 тысяч.

Но все эти плюсы неадекватны финансовым результатам. Итоги пока подведены за первые два месяца года, но, полагаю, и квартальные не сильно от них будут отличаться. Разве что увеличится общая выручка, поменяются цифры суммарной задолженности, которая имеет стабильную тенденцию роста, некоторые другие показатели. И по-прежнему останутся убыточными около четырехсот сельхозпредприятий. Вот здесь, честно говоря, динамика не радует. В то время как в январе-феврале прошлого года концы с концами не могли свести 15 процентов сельхозпредприятий, то сейчас уже 28. Их чистый убыток почти 1,1 триллиона рублей, производство здесь не покрывает затрат, не хватает денег даже на зарплату. Хорошо, выручают молокозаводы. На 1 марта в счет будущих поставок они проавансировали хозяйства на 5219 миллиардов рублей — это на 17 процентов больше, чем годом ранее. Но кто и когда будет возвращать долги? Не похоже, что те, кто берет их, об этом задумываются.

За январь-февраль выручка организаций сельского хозяйства увеличилась на 7,3 процента и достигла почти 13 триллионов рублей. В то же время себестоимость выросла на 11,2 процента. С 709 до 370,6 миллиарда рублей упала прибыль, хотя потребности аграриев в материальных ресурсах не сократились. Что в таком случае делать. Увеличить, как предлагают некоторые, закупочные цены? Но такая простота и в самом деле хуже воровства, ибо и продукцию неконкурентоспособной на внешних рынках сделает, и покупателей ценниками в магазинах отпугнет.

Значит, и чисто теоретически все это знают, понимают и соглашаются, нужно сокращать издержки, увеличивать урожайность, привесы, надои, улучшать качество кормов, другой продукции. Это кропотливая, непростая, не одного дня работа. Это, в конце концов, очень сложно, но иного не дано.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter