
— Импортные поставки на потребительский рынок и Беларуси, и России постепенно снижаются. К тому же из-за более сложной и длинной логистики иностранные товары становятся дороже. В сложившейся конъюнктуре белорусские компании — более конкурентоспособные на рынке ЕАЭС и СНГ. Если говорить про Российскую Федерацию, то за счет интеграционных процессов огромный рынок соседней страны открыт для наших предприятий, которые могут в том числе участвовать и в российских государственных закупках. Это немаловажный фактор для наращивания объемов производства. Что касается ниш, которые освободили западные компании, то у предпринимателей Беларуси появляется возможность качественного развития, создания торговых марок и выхода в более высокие ценовые и маржинальные сегменты.

Белорусы по своему менталитету — люди скромные и критически настроенные. Поэтому мы нередко критикуем и скептически смотрим на свои достижения. Но надо признать: нам удалось сохранить компетенции, технологический потенциал. Например, в обувной индустрии, по сути, есть все ресурсы для динамичного развития. В стране развито животноводство, поэтому есть собственная сырьевая база. Белорусские кожевенные заводы способны производить качественный товар. Дизайн, моделирование отечественной обуви находится на высоком уровне. Наши производители анализируют и учитывают все мировые тренды, вектора развития глобальной моды. Объективно предприятия нашей страны способны производить обувь высокого качества. С натуральным, кожаным верхом — такая продукция обычно относится к элитарной.
Но до недавнего времени белорусской обуви приходилось конкурировать на рынке прежде всего по цене. Поэтому наши производители занимали нишу в сегменте «эконом» и «средний минус». Премиальной продукции в Беларуси практически не выпускалось. В более высоких и маржинальных ценовых нишах преобладали иностранные компании, транснациональные корпорации, которые агрессивным маркетингом и значительными инвестициями в продвижение надежно заняли самые выгодные ниши на рынке. Сегодня они освободились. По крайней мере, частично. Это огромный шанс для отечественных производителей. И если мы его не используем, будет большой ошибкой с нашей стороны.

В Беларуси есть все ресурсы для производства 15—20 миллионов пар обуви. Конечно, имеются определенные сложности. Наша обувная индустрия в какой-то степени зависит от импорта: за рубежом закупаем некоторые виды кожтоваров, фурнитуру, другие материалы. Но взаимоотношения с поставщиками сформировались, большинство из них готовы продолжать с нами работать. Да, возможно, логистические цепочки станут несколько длиннее и более затратные. Но в целом это не является огромной проблемой. В технологическом плане от импорта более высокая зависимость. Однако практически все предприятия нашей страны прошли полную или частичную модернизацию. Поэтому в течение ближайших нескольких лет сложностей с производственными мощностями не должно возникать.


Правительство много делает и для развития импортозамещения, и для развития экспорта. Существуют соответствующие программы. Но, на мой взгляд, они достаточно зарегулированы, чтобы в них попасть, необходимо пройти ряд административных процедур. И не каждый предприниматель может с ними справиться. Между тем сегодня как никогда справедлива пословица «время — деньги». Несомненно, бизнесмены — творческие и гибкие люди. И средства будут искать и находить. Но опять же эффективность использования благоприятного момента будет зависеть от того, насколько быстро найдутся эти средства, какая будет их стоимость. Спрос на нашу продукцию в России и странах Средней Азии есть. И этим надо пользоваться, в том числе формируя торговые марки и бренды белорусской продукции в более высоких ценовых сегментах, которые являются более маржинальными.
volckov@sb.by