Больше динамики!

Продолжается визит Президента в Венесуэлу

Продолжается визит Президента в Венесуэлу


В понедельник Александр Лукашенко провел переговоры с Уго Чавесом. А вчера в первой половине дня (учитывая разницу во времени, в Минске уже был вечер) он выступил в парламенте. Затем оба президента отправились в небольшой город Маракай в 80 километрах от Каракаса, где заложили первый камень жилого комплекса, который возведут белорусские строители. Контракт подписан еще во время первого визита Президента в Венесуэлу — в декабре 2007–го. Уютный квартал из четырехэтажных, трехэтажных домиков будет сдан «под ключ». То есть, помимо квартир, построят и школу, и полицейский участок, и спортивную площадку. Это пилотный проект, и если все получится, как задумано, можно не сомневаться, в Венесуэле появится не один такой «белорусский» городок.


В последние несколько лет Минск и Каракас подписали множество соглашений о сотрудничестве в разных областях. В упомянутом уже строительстве, нефтедобыче, машиностроении, геологической разведке, газификации городов, сельском хозяйстве, образовании и, наконец, в военной сфере (Александр Лукашенко вчера сказал журналистам, что закрытых тем на переговорах нет, среди прочего обсуждается и оборонная проблематика). Президент прилетел в Каракас в первую очередь с целью ускорить реализацию договоренностей, чтобы в отношениях, которые бурно начали развиваться, не было простоя.


О другом мотиве своего визита Александр Лукашенко рассказал Уго Чавесу при личной встрече:


— Я как Президент, и наши члены Правительства, и наш белорусский народ очень переживают за то, что происходит в Венесуэле. Я хочу, чтобы вы понимали, что мы относимся к тем процессам, которые происходят в Венесуэле, так же, как к нашим собственным процессам. Я публично говорю о том, что не хочу, чтобы даже оппозиция в Венесуэле думала, что мы приехали сюда, чтобы что–то по большому счету или по мелочам заработать. Мы в Венесуэле заработали главное — я так думаю — доверие вашего народа и лично ваше. И мы готовы на чашу весов общую положить все, что имеем в Беларуси. Конечно, мы будем просить у вас поддержки в это сложное для нас время. В чем сложности, я уже говорить публично не буду, но это не связано с деньгами. Есть вещи поважнее, вещи, которые венесуэльцы и лично вы умеете ценить. Это касается нашего суверенитета и независимости. Дороже ничего быть не может. Поэтому мой этот визит особый, и я надеюсь, что ты меня поймешь.


— Я понимаю, — заверил Уго Чавес.


Спустя несколько часов переговоров главы государств вышли к журналистам. Как заметил венесуэльский Президент, все это время они решали уравнение — как сделать так, чтобы между Беларусью и Венесуэлой шел равноценный обмен.


— Мы готовы оказать поддержку Беларуси в энергетическом вопросе, — заявил Уго Чавес. — Скоро мы подпишем соглашение о поставках нефти из Венесуэлы в Беларусь.


— Да, мы принципиально договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь, — подтвердил Александр Лукашенко. — Она придет на наши нефтеперерабатывающие заводы. Мы все сделаем для того, чтобы ее там переработать и в интересах двух государств реализовать на европейском рынке.


В ответ Беларусь в ближайшие год–два построит в Венесуэле четыре завода: по производству тракторов (мощностью 10 тысяч машин в год), МАЗов (5 тысяч) и БелАЗов, а также крупное предприятие по производству кирпича (10 миллионов штук в год). Кроме того, по предложению Президента Венесуэлы будет открыт торговый дом Беларуси, куда, как выразился Александр Лукашенко, «будем поставлять все, что производит Беларусь и в чем нуждается Латинская Америка, особенно государства, которые лично поддерживает Уго Чавес».


Под последними, надо полагать, подразумевается региональная организация АЛБА. Нынешний Президент Венесуэлы пытается сделать то, что примерно 200 лет назад не удалось сделать национальному герою всей Латинской Америки, рожденному в Каракасе Симону Боливару, — объединить бывшие испанские колонии. АЛБА состоит примерно из десятка небольших латиноамериканских стран, которые заинтересованы в тесной интеграции с Венесуэлой.


Важное связующее звено регионального объединения вокруг Венесуэлы — это идеология. Двести лет либерально–экономического эксперимента в Южной Америке не дали таких результатов, как американская модель в Азии — в Японии, Южной Корее или на Тайване. Неуменьшающаяся пропасть между бедными и богатыми привела к популярности различных социалистических идей. Уго Чавес на сегодняшний день, несомненно, самый яркий представитель этого политического течения. Хотя как социализм в узком понимании его идеи трактовать неправильно. Формула власти выведена Чавесом не без учета экономических законов и звучит дословно так: «Столько государства, сколько нужно, столько рынка, сколько возможно».


Краеугольный камень того государственного здания, которое он строит в Венесуэле, — это подчеркнутая независимость и полный суверенитет. В первую очередь, конечно, от Соединенных Штатов, которые еще в XIX веке провозгласили доктрину Монро, определяющую этот регион как зону исключительных интересов США. Хотя в Венесуэле гораздо больше американского (или, находясь в Южной Америке, правильно говорить «североамериканского»), чем может показаться, судя по западным СМИ. Начиная от розеток и заканчивая телевидением, которое работает чисто по американским стандартам: максимум прямого эфира и острые, порой провокационные вопросы интервьюируемому. Даже нефтяные корпорации США, собственность которых в Венесуэле Уго Чавес национализировал в первые годы своего президентства, сегодня постепенно, без шума и пыли, возвращаются к работе. Так что я бы не преувеличивал венесуэльский антиамериканизм, скорее уж тут просто хотят жить своим умом...


Уго Чавес, когда готовился к визиту Александра Лукашенко, дал телеурок географии миллионам своих сограждан. В прямом эфире он развернул карту Европы и сказал:


— Вот смотрите, где находится Беларусь. Стратегическое положение — прямо в центре. Сердце Европы. С другой стороны — огромная Россия. Многие заинтересованы в том, чтобы иметь влияние в этом регионе. А вот здесь — ходят судна с нашей нефтью...


Поэтому договоренности президентов о поставках нефти, которые станут новым словом в наших отношениях, тут в принципе никого уже не удивили.


Каракас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter