Больше, чем просто покупка

«НГ» начинает акцию, в ходе которой с помощью экспертов, специалистов, покупателей, производителей и продавцов попытается разобраться, почему важно, чтобы потребители поддерживали отечественного производителя, и что в свою очередь необходимо делать производителям.Отдавая предпочтение белорусским товарам, мы укрепляем нашу страну Небывалый ажиотаж в магазинах, вызванный девальвацией белорусского рубля, отечественным производителям на руку. Важно, чтобы в дальнейшем он перерос в осознанный потребительский патриотизм. Наверное, каждый из нас был бы рад при прочих равных условиях отдать предпочтение именно белорусскому производителю. Ведь, покупая свой товар, мы пополняем в первую очередь наш, а не зарубежный госбюджет, обеспечиваем зарплаты и пенсии своим родным, а не иностранцам. Однако такому патриотизму тоже нужна поддержка. Необходимо, чтобы и производители, и торговля внесли свою лепту.

Лучше и проще
Судите сами: даже если отбросить патриотизм, а руководствоваться здравым смыслом, то при достойном качестве и подходящей цене всегда лучше покупать товар, сделанный в своей стране. Ты точно знаешь, что, например, телевизор собрали на контролируемых Госстандартом производственных линиях, а не в подпольной мастерской. Да и в случае поломки гарантийная мастерская неподалеку, запчасти всегда есть.
Однако, похоже, в сознании многих белорусов еще сидит зародившееся в советские времена убеждение, что все заграничное лучше.  Насколько наши производители и торговля готовы нас переубедить?
Импортозамещение
Сейчас в стране реализуется программа импортозамещения. В нее направляются значительные инвестиции, но, по сути, воз и ныне там.
Не зря недавно премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что в ближайшие два-три месяца в стране будет принята новая комплексная программа развития импортозамещения.
“Нравится это кому-то или нет, но над этим мы будем работать”, — категорично отметил глава правительства. По его словам, на некоторых предприятиях доля импортных комплектующих составляет от 40 до 70 процентов, что не может не вызывать озабоченности.
Понятно, что замена привозного на свое — это не самоцель. Главное — снизить издержки, повысить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынке.
“Не надо ударяться в крайности. Для любой страны, а тем более для Беларуси с 10-миллионным населением, не надо ставить вопрос полного обеспечения всеми видами собственных товаров”, — убежден первый вице-премьер Владимир Семашко.
Беларусь — это страна с открытой экономикой. Поэтому полностью закрыться от поставок из-за рубежа мы не сможем. Да и при такой попытке мы рискуем получить от ворот поворот при нашем экспортном продвижении. Однако стремиться к рациональному ограничению импорта все же имеет смысл.
Чем свободнее цены, тем лучше товары?
Необязательно закрывать границу на замок, объясняет декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. Можно, например, стимулировать спрос на отечественные товары на внутреннем рынке путем выдачи населению кредитов на покупку белорусской техники. Но при этом и наши производители должны предлагать больше и лучше.
У предприятий недостаточно средств на развитие, становится на их защиту председатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Георгий Бадей. Нужно уходить от жесткой системы ценообразования. Государственное регулирование можно сохранить лишь на небольшой перечень социально значимых товаров и продукцию естественных монополий.
Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин говорит, что либерализация не приведет к взлету цен. Конкуренция заставит производителей умерить свои аппетиты.
“Многие белорусские производители не умеют работать с торговлей”, — приводит свой аргумент директор одной из торговых сетей. — Ко мне поставщики импортного пива чуть ли не каждый день заглядывают. Говорят, мол, шесть бутылок уже продали, давайте сегодня вам еще пару ящиков подвезем? А на минском пивзаводе в отделе сбыта и два дня могут по телефонам не отвечать”.
Наша доля
Пока правительство пытается развязать этот узел, потребители голосуют рублем. По данным Национального статистического комитета, доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в январе—ноябре 2008 года составила 78,9 процента, в том числе продовольственных товаров — 85,9 процента, непродовольственных — 69,7 процента.
Если проанализировать удельный вес продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров отечественного и импортного производства магазинами (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в объеме их розничного товарооборота в январе—ноябре 2008 года, то можно отметить, что по мясу, колбасам, майонезу, животному маслу белорусская доля превышает 90 процентов. На долю отечественных макарон приходится менее 70 процентов. По рыбе и морепродуктам, растительному маслу и сокам ситуация еще хуже. Наши производители обеспечивают менее половины продаж.
В группе промышленных товаров отечественные предприятия по-прежнему доминируют при реализации холодильников, телевизоров. А вот доля нашей обуви и одежды составляет лишь около 75 процентов. С учетом рынков, не исключено, цифра может быть еще меньше.
Такие данные по структуре продаж — верный ориентир для предприятий в их работе по импортозамещению. Понятно, что развернуться вмиг наши производители не смогут.  Но с расчетом на перспективу, может быть, мы можем из патриотических побуждений в качестве аванса уже сейчас покупать больше белорусских товаров, чтобы наши производители получали деньги на развитие, могли предложить нам что-то лучшее? Такие наши покупки — это и новые рабочие места, и больше бюджетных денег на социальные расходы, пенсии.

“НГ” СПРОСИЛА 

Что должны сделать белорусские производители, чтобы люди охотнее покупали их товары?
Мария Викторовна, пенсионерка, г.Гомель: “Мне кажется, мы иногда заранее уверены, что наши товары хуже импортных, хотя на самом деле это далеко не так. В последнее время я покупаю в основном только белорусскую одежду, и она гораздо качественнее турецкого ширпотреба по бешеным ценам, которым завалены рынки. Тем более, и это мы все должны уяснить: важно покупать свое в условиях кризиса, если производство остановится, уменьшатся отчисления в бюджет, в пенсионный фонд — с чего же мы будем получать пенсии, а “бюджетники” зарплаты? Самое время белорусам проявить патриотизм и поддержать своих производителей”.
Николай КАЗАК, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: “На мой взгляд, все белорусские товары можно условно разделить на две группы. Товары из первой сравнимы по качеству с импортными аналогами, из второй — явно не дотягивают до уровня иностранных. Первые, по моему мнению, зачастую мы просто мало рекламируем или жалеем на это деньги. Между тем объемы продаж напрямую зависят от рекламы. Не зря ведь зарубежные компании тратят огромные средства на рекламные акции. Вторая проблема — в наших гастрономах и магазинах белорусский товар часто выставляется очень скромно, не на видных местах. Думаю, маркетологи должны поработать над тем, чтобы при раскладке товара белорусскому отдавалось предпочтение”.
Валентина ЛОСЬ, директор Публичного центра правовой информации Централизованной библиотечной системы г.Новополоцка: “Во-первых, необходимо увеличить ассортимент товаров. К примеру, в новополоцком “Детском мире” перед очередным учебным годом выбор школьной одежды для мальчиков был очень бедным. Сейчас другая проблема: нужны теплые брюки делового стиля, но в магазинах я их вновь не нашла — пришлось идти на рынок. То же самое с теплой байкой под пиджак. И, конечно, дизайнерам нужно учитывать время, в которое мы живем, — одежда должна быть модной”.
Елена, инженер, г.Жодино: “Во время туристических поездок не раз обращала внимание, что иностранцы предпочитают покупать именно свое. У нас же остались какие-то советские комплексы, мол, импортное лучше. Хотя это далеко не так. К примеру, наши конфеты фабрик “Спартак” и “Коммунарка” мне нравятся гораздо больше украинских. Так что я посоветовала бы покупателям внимательнее присмотреться к нашим товарам”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter