Согласно опроса ВЦИОМ, россияне с большим удовольствием покупают белорусские продукты питания

Больше, чем кулинарный рецепт

В конце прошлой недели Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал данные социологического опроса, проведенного в феврале среди россиян. Согласно полученным данным, жители России чрезвычайно высоко отзываются о белорусских продуктах питания. Подавляющее большинство, а именно 79% опрошенных, назвали белорусские продукты качественными. Впрочем, 14% из числа участвовавших в опросе, качеством продуктов недовольны.

По данным «Минсквнешторгинвеста», в 2016 году в российских регионах прошло более 40 крупных ярмарок белорусских товаров и продовольствия.
Из них — 12 в Санкт-Петербурге, 8  — в Москве.
Фото: РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Около половины россиян заявили, что охотно покупают продукты, произведенные в Республике Беларусь. В списке предпочтений, предложенном на выбор респондентам, числилось восемь разных категорий съестного, среди которых молоко и молочные изделия, мясо, колбасы, сладкое, консервы, овощи, фрукты и т.д.

Выяснилось, что из этого списка чаще всего россияне приобретали молоко, сметану и кефир: так, в января этого года молочные продукты из Беларуси систематически покупали 28% опрошенных, а мясо и колбасы — 19%.

Правда, когда людей попросили оценить доступность продуктов, мнения разошлись примерно пополам: 40% назвали их дорогими, 39% — дешевыми.

Вот как данные опроса прокомментировал руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов:

— Белорусские продукты и товары народного потребления пользуются среди россиян репутацией качественных и относительно недорогих. И это неразрывно связано с брендом этой страны, который формировался в течение многих десятилетий.

По словам эксперта, не только в России, но и «в бывших советских республиках» представление о белорусах сложилось как об «ответственных, аккуратных и честных людях».

Степан Львов также подчеркнул, что «в значительной степени именно комплекс представлений о стране, в котором человеческие качества ее жителей занимают одно из главных мест, позволяет удерживать на высоком уровне доверие к тому, что произведено в Беларуси».

Фото Виталия  ГИЛЯ

Правда, по мнению эксперта, «кредит доверия может быстро исчерпаться, если недобросовестные поставщики будут эксплуатировать ценный бренд и выгодную логистическую схему этой страны для обхода запретов». При этом он оговорился, что такими недобросовестными поставщиками «могут быть и не сами белорусы».

Единственное, что не нравится россиянам, если судить по данным опроса, это попытки ввоза санкционных продуктов на территорию РФ из Беларуси под видом продукции местного производства. 79% опрошенных считают, что это нужно «жестко пресекать». Среди потребителей белорусской продукции эта доля чуть меньше — 76%.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 8–9 февраля 2017 года путем телефонного опроса. Всего в нем приняли участие 1200 россиян.

Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения при этом утверждают, что данные взвешены на вероятность отбора и по социально–демографическим параметрам, а максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.

По словам вице–премьера Беларуси Михаила Русого, в наступившем году республика планирует увеличить экспорт продовольствия в Россию на 8% по сравнению с 2016 годом.

По оценке Минсельхозпрода Беларуси, в общем объеме белорусского экспорта продовольствия Россия занимает первое место — 94,5%. С января по ноябрь 2016 года в российскую розничную сеть было поставлено продукции почти на два миллиарда долларов США. А на недавней международной продовольственной выставке «Продэкспо–2017», проходившей в Москве, профессиональное жюри очень высоко оценило качество сметаны, ряженки и кефира белорусского холдинга «Бабушкина крынка» (Могилев). Фирма взяла сразу три золотые медали в номинации «Лучший вкус». Опыт модернизации и технического перевооружения холдинга специалисты признали достойным изучения и трансляции на территории всего Евразийского экономического союза.

Александр Бушев

bush@rg.ru

А как в Беларуси


Хоть Беларусь и обеспечивает себя продовольствием на 85%, без импорта все же никак не обойтись. О популярности тех или иных российских продуктов вам расскажет любой товаровед продовольственной сети. Вывод такой: некоторые группы продовольственных товаров из России постоянно присутствуют на столе у каждой белорусской семьи.

Молоко, сыры, мясо и колбасы белорусы предпочитают собственного производства. Цены на них и качество — вне конкуренции. Но корзинку белорусского импорта традиционно пополняют рыба, чай, кофе, крупы, растительное масло. И все это — преимущественно российского производства. Альтернативы зачастую просто нет. Из–за цены. Например, масло из подсолнечника массово отгружают в Беларусь южные российские регионы. Оно представлено широкой линейкой полюбившихся брендов практически в каждом киоске или гипермаркете, торгующем бакалеей. В данном случае лидерство российских маслозаводов даже не стоит подвергать сомнению. Их продукцию предпочитает практически каждая белорусская хозяйка, потому что она недорогая, качественная и полезная. Чего не скажешь о морской рыбе. Основные поставщики в белорусские широты морепродуктов и рыбных консервов также российские заводы. Однако наряду с красной икрой, крабами и креветками в разряд деликатесов попали нынче минтай, треска и скумбрия. Местный цыпленок бройлера в несколько раз дешевле. Но нет у Беларуси выхода к морю, потому дары морей любители раскупают по любой цене.

Еще одна важная позиция российского импорта в Беларусь — кофе и чай. При том, что страну нельзя назвать родиной этих экзотических продуктов. Тем не менее несколько лет назад народной маркой белорусы назвали кофе «Жокей», который везут в белорусские магазины из–под Санкт–Петербурга. Компания–производитель также известна своей чайной линейкой. Это «Гринфилд» и всевозможные «Принцессы»: «Ява», «Гита», «Нури», «Канди». К слову, на белорусском рынке появились свои чайные компании, однако, по словам Маргариты Андреевой, заместителя директора торгового дома «Купаловский», пока не дотягивают по качеству. Хотя и дешевле.

Рублем белорусский покупатель голосует за российские муку и макароны. Надо признать: белорусским подзолистым почвам трудно тягаться с российскими черноземами. Хорошо раскупается и российское печенье. Однако тут, чтобы составить конкуренцию местному «Слодычу», российским компаниям приходится сбивать цену практически на треть. И эта любовь, увы, не постоянна. Как только местный кондитерский холдинг объявляет акции и скидки, предпочтения покупателей тут же меняются — «купляюць беларускае». Все–таки местные производители больше привержены советским рецептурам и практикуют меньше химических добавок.

А еще хорошо раскупают белорусы российские чипсы, сухарики, шоколадные батончики и йогурты известных и разрекламированных брендов. Почему? Полюбившийся за многие годы вкус, стабильное качество, ну и свои аналоги менее раскручены. Масштабы компаний–производителей совершенно иные. Ведь тут речь идет даже не о российских, а о мировых концернах.

aelita@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter