«Круиз по необыкновенной планете «Правляндия»
«Пристегните ремни – мы отправляемся в космическое путешествие», – примерно так начинается занятие, авторами которого выступил тандем учителей начальных классов гимназии Хойников – Жанны Ананьевой и Светланы Карась. Ученикам (урок рассчитан на 3–4-е классы) предлагают разделиться на группы по пять-шесть человек. Согласно легенде они должны совершить путешествие на планету «Правляндия», в котором их сопровождают мультяшные герои – собаки Белка и Стрелка (их роль могут выполнять старшеклассники). На планете есть остров Всезнайск, где ребята знакомятся с такими понятиями, как «закон», «конвенция», «декларация», и город Правоград, где им рассказывают о правах ребенка. Следующая остановка – Обязоград. В нем школьники узнают, что люди не только наделены правами, но и имеют обязанности, раскрывает подробности Светлана Карась:
– Например, у ребенка есть право на образование. При этом – и обязанность учиться. Значит, он должен ходить в школу, как его мама и папа – на работу. Детям с ранних лет необходимо усвоить, что права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Сделать учебный материал доступным нам помогает использование анимационных элементов, игровых приемов и картинок, наглядно изображающих абстрактные понятия.
В завершение урока, чтобы закрепить знания и проверить, как дети усвоили новую информацию, учителя предлагают школьникам обрисовать свою ладошку и вырезать ее по контуру, затем на одной стороне записать самые значимые для них права, на другой – обязанности.
Квест «Золата продкаў»
Это одна из лучших разработок в номинации «Уважение к исторической памяти». Квест рассчитан на учащихся 8–10-х классов и содержит задания по правовой культуре, истории, литературе и краеведению. Название выбрано неслучайно, поясняет автор – учитель белорусского языка и литературы Едковской средней школы Лидского района Татьяна Марцевич:
– Под золотом предков подразумеваются нематериальные культурные ценности, которые оставили нам наши деды и прадеды: история, традиции, литература. Чтобы овладеть этим кладом, учащимся предстоит разделиться на две команды и пройти четыре миссии. Успешно справившись с заданиями, они отгадают ключевые слова, которые сложатся во фразу «Скарбы ўнукаў – памяць дзядоў».
– Такую игру можно провести на каникулах или в шестой школьный день. Она способствует закреплению пройденного материала и мотивирует изучать национальную историю и культуру.
Факультатив «Математика учит праву»
Казалось бы, причем здесь алгебра, ведь право – это область гуманитарных знаний? Однако Дмитрий Огулик, учитель математики минской средней школы № 153 имени А. К. Талая, разработавший факультатив для восьмиклассников, убежден, что школьники могут успешно совмещать алгебру с изучением своих прав. Как это работает? На уроке ребята ломают голову над задачами, в ответах на которые кроются факты, связанные с темой прав человека. Например, правильно решив три линейные уравнения, ученики узнают, что дата принятия Конвенции о правах ребенка – 20 ноября 1989 года (следовательно, верные ответы – 20, 11, 1989). Таким же образом мальчишки и девчонки знакомятся и с другими фактами: когда была принята Конституция Беларуси, сколько она содержит разделов, когда прошел референдум о внесении изменений и дополнений в Основной Закон страны.В ход идут и заготовленные карточки, моделирующие различные ситуации. Допустим, учитель говорит: «Лиза, ты сегодня дежурная – останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы». Но Лиза возражает: «Вы не имеете права! Труд ребенка запрещен конвенцией». Тогда классу предлагают порассуждать, в чем неправа Лиза. Польза от таких занятий двойная, резюмирует Дмитрий Огулик:
– Дети не только решают задачи, но и расширяют свой кругозор, коллективно обсуждая проблемы, учатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками, анализировать информацию и делать выводы.
ЦИФРЫ «ЗН»
♦ Свои методические наработки на конкурсе представили 332 педагога.
♦ 24 проекта названы лучшими, их авторы удостоились дипломов и призов.
СКАЗАНО
Ирина Чупракова, заместитель директора Национального центра правовой информации:
– Совместными усилиями мы повышаем правовую культуру подрастающего поколения, воспитываем ответственных граждан нашей страны. Конкурс «Правовая мастерская» задуман как серия интеллектуальных состязаний. Их результатом станут оригинальные идеи, новые посылы в системе образования и правового просвещения, необычные герои, которые поделятся своими разработками. Проведенный в 2022 году конкурс стал первым из цикла. Нам приятно, что он привлек внимание педагогической общественности.
derzhanovich@sb.by