Источник: Знамя юности
Знамя юности

Квесты и факультативы: узнали, какие разработки педагогов победили на конкурсе «Правовая мастерская»

Больше чем игра

Как доступно объяснить детям и подросткам, что такое права человека, и привить уважение к исторической памяти и государственным символам? Свои идеи по правовому просвещению школьников представили педагоги на конкурсе «Правовая мастерская», итоги которого подвели на минувшей неделе в Национальном центре правовой информации. Рассказываем о наиболее интересных проектах.

«Круиз по необыкновенной планете «Правляндия»


«Пристегните ремни – мы отправляемся в космическое путешествие», – примерно так начинается занятие, авторами которого выступил тандем учителей начальных классов гимназии Хойников – Жанны Ананьевой и Светланы Карась. Ученикам (урок рассчитан на 3–4-е классы) предлагают разделиться на группы по пять-шесть человек. Согласно легенде они должны совер­шить путешествие на планету «Правляндия», в котором их сопровождают мультяшные герои – собаки Белка и Стрелка (их роль могут выпол­нять старшеклассники). На планете есть остров Все­знайск, где ребята знакомятся с такими понятиями, как «закон», «конвенция», «декларация», и город Правоград, где им рассказывают о правах ребенка. Следующая остановка – Обязоград. В нем школьники узнают, что люди не только наделены правами, но и имеют обязанности, раскрывает подробности Светлана Карась:

– Например, у ребенка есть право на образование. При этом – и обязанность учиться. Значит, он должен ходить в школу, как его мама и папа – на работу. Детям с ранних лет необходимо усвоить, что права и обязан­ности неразрывно связаны друг с другом. Сделать учебный мате­риал доступным нам помогает использование анимационных элементов, игровых приемов и картинок, нагляд­но изображающих абстрактные понятия.

В завершение урока, чтобы закрепить знания и проверить, как дети усвоили новую информацию, учителя предлагают школьникам обрисовать свою ладошку и вырезать ее по контуру, затем на одной стороне записать самые значимые для них права, на другой – обязанности.

Квест «Золата продкаў»

Это одна из лучших раз­ра­боток в номинации «Уважение к исторической памяти». Квест рассчитан на учащихся 8–10-х классов и содержит задания по правовой культуре, истории, литературе и крае­ведению. Название выбрано неслу­чайно, поясняет автор – учитель белорусского языка и литературы Едковской средней школы Лидского района Татьяна Марцевич:

– Под золотом предков подразумеваются нематериаль­­ные культурные ценности, кото­рые оставили нам наши деды и прадеды: история, традиции, литература. Чтобы овладеть этим кладом, учащимся предстоит разделиться на две команды и пройти четыре мисси­и. Успешно справившись с заданиями, они отгадают ключевые слова, которые сложатся во фразу «Скарбы ўну­каў – памяць дзядоў».


Вопросы квеста составлены в соответствии с учебной программой, чтобы школьники могли справиться, однако требуют досконального владения материалом. Не читая произведения, вряд ли кто-то сходу даст ответ, во что согласно сказке Владимира Короткевича «Кацёл з каменьчыкамi» волшебник превратил камни (правильный ответ, кстати, в картошку). Или в каком белорусском городе находятся загадочные каменные кресты, которые растут. Часть заданий касается правовой тематики. Где изображен приведенный фрагмент орнамента? Когда отмечается День Конституции? За каждый правильный ответ командам начисляются баллы. Соревновательный дух подстегивает интерес учащихся, говорит Татьяна Марцевич:

– Такую игру можно провести на каникулах или в шестой школьный день. Она способствует закреплению пройденного материала и мотивирует изучать национальную историю и культуру.

Факультатив «Математика учит праву»

Казалось бы, причем здесь алгебра, ведь право – это область гуманитарных знаний? Однако Дмитрий Огулик, учитель математики минской средней школы № 153 имени А. К. Талая, разработавший факультатив для восьмиклассников, убежден, что школьники могут успешно совмещать алгебру с изучением своих прав. Как это работает? На уроке ребята ломают голову над задачами, в ответах на которые кроются факты, связанные с темой прав человека. Например, правильно решив три линейные уравнения, ученики узна­ют, что дата принятия Конвенции о правах ребенка – 20 нояб­ря 1989 года (следовательно, верные ответы – 20, 11, 1989). Таким же образом мальчишки и девчонки знакомятся и с другими фак­тами: когда была принята Конституция Беларуси, сколько она содер­жит разделов, когда прошел референдум о внесении из­менений и дополнений в Основной Закон страны.

В ход идут и заготовленные карточки, моделирующие различные ситуации. Допустим, учитель говорит: «Лиза, ты сегодня дежурная – останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы». Но Лиза возражает: «Вы не имеете права! Труд ребенка запрещен конвенцией». Тогда классу предлагают порассуждать, в чем неправ­а Лиза. Польза от таких занятий двойная, резюмирует Дмитри­й Огулик:

– Дети не только решают задачи, но и расширяют свой кругозор, коллективно обсуждая проблемы, учатся продуктивно взаимо­действовать со сверстниками, анализировать информацию и делать выводы.

ЦИФРЫ «ЗН»

♦ Свои методические наработки на конкурсе представили 332 педагога.

♦ 24 проекта названы лучшими, их авторы удостоились дипломов и призов.

СКАЗАНО

Ирина Чупракова, заместитель директора Национального центра правовой информации:

– Совместными усилиями мы повышаем правовую культуру подрастающего поколения, воспитываем ответственных граждан нашей страны. Конкурс «Правовая мастерская» задуман как серия интеллектуальных состязаний. Их результатом станут оригинальные идеи, новые посылы в системе образования и правового просвещения, необычные герои, которые поделятся своими разработками. Проведенный в 2022 году конкурс стал первым из цикла. Нам приятно, что он привлек внимание педагогической общественности.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter