Источник: Знамя юности
Знамя юности

Больше чем друг: почему детям-сиротам важно вовремя найти наставника

Пять лет назад Виктор Михалевич вышел за порог детского дома и понял, что попал в другой мир. Точнее, парень сам оказался в этом мире «другим»: не умел готовить еду, купить билет на электричку, распределить стипендию на месяц. И кто знает, какой бы сейчас была его история, не встреть он однажды друга, ставшего для него наставником. А позже и женой.


С сестрой разлучили

Родился Витя в Острошицком Городке в полной семье. Но каково это – жить с любящими родителями, так и не узнал. Еще дошкольником его забрали в интернат:

– Отец попал в тюрьму, а мама выпивала, не следила за мной и старшей сестрой. Оставила нас на бабушку, но и она не справилась, обратилась в соответствующие службы. Помню, как однажды в дом пришли незнакомые люди в черных костюмах и спросили «Вы – Виктор?» Пообещали дать много конфет, посадили в машину и увезли. Тогда я ничего не понимал. Просто плакал.

Брат с сестрой оказались в разных городах: Вика – в Березино, Витя – в Смиловичах:

– Зачем нас разделили, непонятно. Ведь детям, которые остались без родителей, намного легче, когда они живут вместе. Но нам не повезло. Мобильных тогда не было, Вика изредка писала письма, иногда даже присылала в конверте пару тысяч рублей. Сейчас удивляюсь, где она их брала. А тогда этим вопросом не задавался, радостный бежал в магазин за сладостями.

За 13 лет Виктор сменил три адреса. Смиловичи, Столбцы, Жодино… Когда один интернат закрывался – отправляли в другой. В классе 5-м мальчика взяла семья:

– Супруги пришли в интернат, сказали, что хотят усыновить ребенка, и им предложили: посмотрите, кто вам больше нравится, кто самый хорошенький. Почему-то выбрали меня. Но, оказавшись в незнакомом доме, я не смог найти общий язык с остальными детьми. Конфликтовал, дрался, создавал неудобства. В общем, меня вернули обратно. Не осуждаю тех людей – я оказался далеко не подарком.


Первую стипендию спустил за неделю

Многие воспитанники летом ездили на оздоровление за границу. Виктор тоже несколько раз был в Германии, жил там в семье и даже танцевал в местной команде по брейк-дансу. Поскольку много общался с ровесниками, хорошо выучил немецкий язык и смог поступить в Минский государственный лингвистический университет. Хотя мечтал он о другом – стать пожарным:

– Когда учился в школе, в Жодино проходили соревнования, и мне удалось стать лучшим в преодолении 100-метровой полосы препятствий. После этого ко мне подошел сотрудник МЧС: «Парень, приходи к нам в университет учиться на спасателя». Но воспитательница, которая стояла рядом, ответила за меня: «Витя хорошо знает немецкий, пойдет в иняз». Это большая проблема для детей-сирот: нас не учат принимать решения самостоятельно, нести ответственность за свой выбор. Много лет мы жили на всем готовом: нас одевали, обували, кормили. Но самостоятельности не научили.

В полной мере Витя ощутил это, оказавшись за стенами интерната:

– Первый год в вузе был самый трудный. Я был абсолютно неподготовлен к новой жизни. Например, совершенно не умел обращаться с деньгами. Первую стипендию и пособие, которое мне дали, за неделю спустил на сникерсы и колу. Потом до конца месяца питался одним хлебом. Я не знал, какие продукты нужно покупать, как сделать обед. Захожу как-то на общую кухню, спрашиваю у девчонок, что можно приготовить на скорую руку. Они улыбаются: «Купи в магазине пельмени и свари». А я даже не понимаю, как их варить! Но самое главное, что я не умел общаться с людьми, строить отношения. Был груб, прямолинеен, замкнут. Никому не признавался, что жил в интернате, не умел просить о помощи. Виноват сам.

Виктор и Оксана поженились полтора года назад

Когда встречаешь своего человека

На втором курсе Виктор подружился с однокурсницей Оксаной, которая стала не просто другом, но и наставником:

– Мы встречались перед парами, на переменах, после занятий, подолгу разговаривали на любые темы. Оксана – первый человек, который помог мне разобраться в себе, который слушал, слышал, понимал, не осуждал, помог поверить, что у меня есть хорошие качества. Она учила меня готовить, ходить в магазин, покупать одежду, элементарным бытовым навыкам. Оксана научила меня любить, чего раньше я тоже не умел. В какое-то время показалось, что я научился всему, смогу справляться в одиночку. И перестал с ней общаться. Но быстро понял, что совершил ошибку, и счастлив, что Оксана меня простила. И даже согласилась выйти за меня замуж. Сейчас я счастлив. Хочу создать крепкую семью, быть замечательным мужем, отцом.

Виктор ушел из иняза после третьего курса, написал заявление на «академку», но не уверен, что вернется к учебе:

– Убедился, что это не мое. Мне больше по душе делать что-то руками. Занимаюсь строительными работами: с товарищами строим бани, беседки, кладем плитку, пол. Оксана перевелась на заочное отделение, работает в банке. Недавно построили квартиру в Заславле: как сироте мне дали льготный кредит, родители жены помогли расплатиться за лишние метры.

Когда появляется свободное время, Виктор ездит за 300 километров от Минска в Бытеньский интернат. Он – волонтер социального проекта «Нити дружбы», который помогает сиротам найти друзей:

– Подростки в детдомах очень нуждаются в наставнике, который поддержит, поможет не потеряться в жизни, станет примером. Увы, многие мои одноклассники после интерната повторили судьбу своих родителей: кто-то начал пить, принимать наркотики, двое погибли под поездом, некоторые собственных детей уже отдали в приют. Я служу там, где когда-то осталась моя боль, потому что не хочу, чтобы другие дети, переступив порог в новую жизнь, однажды сбились с пути.

В ТЕМУ


Фото: Виталий Гиль
Есть вещи, которые не купишь ни за какие деньги. Они простые, как воздух и вода, и такие же необходимые каждому из нас. Дружба, общение, понимание… Стать волонтером благотворительного проекта «Нити дружбы» может любой взрослый, у которого есть желание быть другом для воспитанников и выпускников детских интернатов. Для этого надо написать в группу команды в соцсетях или связаться с координаторами по телефону (подробная информация – на сайте www.kidsmentor.org). Заполнить анкету, чтобы психолог смог подобрать пару, пройти обучение несложно. Самое важное – найти время, чтобы хоть раз в неделю встречаться с подопечным.

Полгода назад благодаря этой программе выпускница минского интерната № 5 Вероника обрела наставника, а известная белорусская пианистка Марина Ромейко – друга:

– Я выросла в полной семье, у меня прекрасные родители. Может быть, поэтому всегда задумывалась о судьбах детей, которые остались без поддержки самых близких. С Вероникой познакомились в октябре, и с первой встречи нашли общий язык, интересы, увлечения. Мы можем говорить на любые темы, и я рада, что могу помочь советом, поучаствовать в жизни подростка.

Фото из личного архива героев

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter