У Сергея Юрского была счастливая судьба и в кино. Играл он по-снайперски точно, безупречно схватывал характер. Мог быть в кадре взвинченным, взрывным и молчаливым, задумчивым. В его фильмографии: «Республика ШКИД», «Человек ниоткуда», «Золотой теленок», «Место встречи изменить нельзя», «Любовь и голуби», «Ищите женщину». Из последних киноработ выделялся мини-сериал Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», где Юрский и Алиса Фрейндлих сыграли родителей Иосифа Бродского.
С Юрским была связана и одна из самых известных литературных мистификаций последнего времени. Свои пьесы, написанные под влиянием театра абсурда — любимого Мрожека и Ионеско — он подписывал именем «Игорь Вацетис». Настаивал на том, что Вацетис — не просто псевдоним, а именно его двойник, который нагло претендует на собственное жизненное пространство, пусть и вымышленное, но достоверное для всякого, кто готов включиться в игру. Первая премьера по Вацетису под названием «Провокация» прошла в театре «Школа современной пьесы». Были и гастроли с этим спектаклем в Минске. Начальник рекламного отдела театра им. М.Горького Лариса Калиновская вспоминает:
— Он привозил в Центральный Дом офицеров два спектакля — «Стулья» и «Провокация». Случилась накладка: за час до спектакля пропала фура с декорациями. А мобильники тогда еще были роскошью. Я как могла разряжала обстановку. Перед отъездом подошла к Юрскому за автографом, он спросил: «Как вас зовут?», пошел к себе в номер и принес журнал со своей статьей. Выдержанный, интеллигентный, ни грамма хамства и срывов из-за накладок — таким он мне и запомнился.
Премьера последнего спектакля по Вацетису «Reception» состоялась в апреле 2018 года. Спектакль заявлен в афише театра Моссовета на февраль и март. Теперь его, как и другие спектакли, скорее всего, снимут с репертуара. Театр Юрского без Юрского невозможен...
pepel@sb.by