Большая жизнь малых городков

Вчера на совещании у Президента рассматривался проект Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 — 2010 годы
Вчера на совещании у Президента рассматривался проект Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 — 2010 годы

Проще говоря, речь шла о судьбе малых городов и городских поселков с численностью населения до 50 тысяч человек. Они, как заметил Александр Лукашенко, стали заложниками советского стиля хозяйствования. Жестко привязанные к градообразующим предприятиям, в новых рыночных условиях такие населенные пункты столкнулись с массой проблем. Выпавшие из административно–хозяйственных технологических цепочек местные фабрики и заводы оказались неконкурентными. Денег на модернизацию не было, и люди либо просто остались не у дел, либо были вынуждены мириться с мизерными зарплатами. Со временем жизнь налаживалась. Кто–то подался в бизнес, кто–то нашел приработок по соседству или переехал в город побольше. Но вопрос о перспективах небольших поселений от этого менее актуальным не стал. Поэтому некоторое время назад Президент распорядился основательно проанализировать ситуацию и предложить варианты решения проблем. Результатом этой работы и стала рассмотренная вчера программа.

Общую философию задачи Александр Лукашенко сформулировал в начале совещания предельно ясно: «Мы создаем государство для народа, а это значит, что государство должно идти туда, где народ». И если на селе и в малых городах живет около половины населения страны, значит, центр внимания должен быть перенесен именно туда. Ведь в столице, областных центрах, крупных городах (подобных Барановичам, Борисову, Орше, Солигорску, Мозырю и других) жизнь более–менее налажена. Здесь вполне устойчиво работают флагманы промышленности, активно развивается бизнес... Словом, возможностей заработать на приличную жизнь хватает.

Все необходимые решения приняты и по селу. Программа его возрождения набирает обороты. Другое дело, как решаются задачи сохранения сельского уклада жизни и одновременного повышения ее уровня, акцентировал внимание Президент. Однако это тема отдельного разговора. Александр Лукашенко подчеркнул, что многие руководители размахнулись слишком широко, перестали считать деньги и едва не скатываются к возведению «потемкинских деревень». На этот счет в скором времени свое слово скажет Комитет государственного контроля. По фактам бесхозяйственности Президент распорядился возбуждать уголовные дела. Но все же это рабочий момент... Будем считать, болезнь роста. Малые же города до настоящего времени оставались как бы в стороне от большой модернизации страны.

Нет. Нельзя сказать, что они были вообще вне поля зрения государства. Вспомним «Дажынкi», Дни белорусской письменности, некоторые другие фестивали. Они уже более десятка лет курсируют по стране, оставляя после себя обновленные симпатичные городки. В стране реализуется немало программ, которые так или иначе влияют и на жизнь в глубинке. То же развитие здравоохранения, образования, прочих сфер нашей жизни. Кое–где реализовывались и локальные проекты. Например, в городском поселке Копысь Витебской области, где после открытия двух небольших, ориентированных на местное сырье, производств не только забылось слово «безработица», но и стала ощущаться нехватка рабочих рук. Причем по государственным меркам инвестиции были не столь уж и значительными...

В глобальном смысле не хватало лишь одного — целостного взгляда на проблему. Этот пробел и должна устранить разработанная программа. Однако при ее обсуждении выяснилось, что в Правительстве хотя и поработали основательно, но результат еще далек от ожидаемого. Сразу бросились в глаза солидные цифры предполагаемых ассигнований. Счет — на триллионы рублей. Президент попросил дать раскладку, куда пойдут бюджетные деньги. Оказалось, что вложения в развитие производств и жилищное строительство в 4 — 5 раз меньше, чем в социальную сферу и коммунальное хозяйство. Стали разбираться и выяснилось, что разработчики суммировали в новом документе затраты по всем существующим программам, затрагивающим интересы малых городов. Но где в таком случае реальная цифра планируемых дополнительных ассигнований?

Впрочем, в представленном Правительством документе есть немало и рационального. Например, определен конкретный перечень населенных пунктов, которым крайне требуется государственная поддержка. Всего их 187. Исходя из этого, Президент и конкретизировал задачи. Опять же лаконично и исчерпывающе. Программа должна быть построена по простой формуле: населенный пункт — экономический проект — стоимость. Ведь главная проблема малых городов именно в отсутствии приличной работы. Будет она — будет и заработок. Стабильно работающие предприятия станут приносить деньги в местные бюджеты. А это уже и инструмент решения жилищной проблемы, содержания социальной сферы, благоустройства территорий... Словом, источник финансирования комфортной жизни.

Под создание экономической инфраструктуры каждого городка должен быть разработан исчерпывающий бизнес–план. Ориентированный прежде всего на создание импортозамещающего производства. Государство же со своей стороны поможет мерами экономического стимулирования. Преференциями будут созданы такие условия, которые сделают городки привлекательными для бизнеса. На этот счет уже подготовлены проекты нескольких президентских указов. Ожидается, что они будут подписаны в ближайшее время. А на доработку самой программы отведено чуть больше месяца. Ее предполагается утвердить в начале второго квартала. «Нам надо сделать все, чтобы эту программу выполнить после того, как она будет принята», — подытожил Александр Лукашенко, отметив, что вполне реально в основном привести в порядок малые города до конца этой пятилетки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter