Россия приостановила участие в СНВ‑3. Ждет ли мир новая гонка вооружений?

Большая ядерная игра

Обращение Владимира Путина к Федеральному собранию стало выступлением программным. В нем российский лидер изложил свое видение сложившейся в мире непростой ситуации и объявил о ряде внутри‑ и внешнеполитических мер, направленных на защиту интересов России от западного вмешательства. Один из наиболее значимых шагов, несомненно, это приостановка участия России в исполнении актуальной версии Договора о стратегических наступательных вооружениях, кратко обозначаемом как СНВ‑3.

Форма и содержание

«Нам стратегическое поражение хотят нанести и лезут на наши ядерные объекты. В этой связи вынужден заявить о том, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Нет никакой связи между проблематикой СНВ и конфликтом в Украине, другими враждебными действиями Запада в отношении нашей страны», — подчеркнул Владимир Путин.

Соответствующий законопроект был оперативно внесен в Госдуму, которая его и ратифицировала. Лидеры западных ядерных держав выразили «сожаление» по этому поводу, но от слишком резких комментариев в сторону России воздержались.

Некоторые СМИ, в основном западные или же либеральной ориентации, услышав заявление Путина, тут же бросились наперегонки строчить апокалиптические заметки в духе «теперь уж точно начнется ядерная война». Специально для таких деятелей МИД РФ пояснил суть приостановки действия СНВ‑3. Во‑первых, Москва продолжает соблюдать количественные ограничения, указанные в договоре. Во‑вторых, Россия настойчиво призывает США вернуться к конструктивному диалогу по теме контроля за стратегическими вооружениями.


Из значимых изменений стоит отметить прекращение обмена информацией в рамках договора, который был весьма детальным и большей частью секретным, а также закрывается вопрос по поводу инспекций на местах базирования стратегических сил сдерживания.
Очевидная причина такого хода — политика Запада в отношении России, направленная на нанесение ей военного поражения руками Украины, разрушение экономики страны и в перспективе лишение государства его ядерного потенциала с последующим расчленением. В таких условиях продолжать пускать американских инспекторов на места размещения компонентов ядерной триады выглядело бы неразумным, как и предоставлять оппонентам жизненно важную информацию без гарантии честной игры со стороны Вашингтона.

У опасной черты

Эксперты считают, что последней каплей, переполнившей чашу терпения Москвы, стала попытка ВСУ атаковать авиабазу в Энгельсе, где располагаются стратегические бомбардировщики Ту‑95 и Ту‑160. Налет производился с помощью старых советских беспилотников Ту‑141 «Стриж», которые были модернизированы украинцами при содействии натовских инженеров и получили возможность лететь на малой высоте с огибанием рельефа местности.
Шаг Кремля по приостановке действия СНВ‑3 — серьезный сигнал коллективному Западу, который подошел к опасной черте в противостоянии с Россией.
Действовавший до недавнего времени договор был подписан еще в 2010 году президентами Медведевым и Обамой сроком на 10 лет с возможностью продления. Согласно ему, стороны обязались иметь максимум 700 носителей и 1500 боеголовок. Соглашение стало результатом краткой разрядки в отношениях между сверхдержавами, которая наступила после кризиса середины нулевых.

СНВ‑3 хоть и заключался в условиях относительного потепления, на которое в свой первый срок в президентском кресле пошел Обама, ситуация в мире уже тогда была непростой. В 2002 году США вышли из Договора о противоракетной обороне, который обязывал обе договаривающиеся стороны иметь на своей территории по одному позиционному району ПРО. СССР развернул свои противоракеты вокруг Москвы, Америка защитила ими основную ракетную базу Ванденберг. Однако затем, прикрываясь якобы угрозой со стороны Ирана и КНДР, Пентагон стал возводить радары и оборонительные позиции в Восточной Европе — это позволяло засекать российские баллистические ракеты прямо на старте и противодействовать им. Такой расклад сил не мог быть принят Россией, что вылилось в смену позиции Президента Путина по поводу перспектив отношений с коллективным Западом — ее российский лидер выразил в своей мюнхенской речи в 2007 году.
В начале 2021 года СНВ‑3 был официально продлен еще на 5 лет, однако в условиях фактического демонтажа США и их союзниками мировой системы безопасности никакого смысла в его продолжении пока нет.

Ударная волна

Даже если России и США удастся прийти к консенсусу по вопросу продления договора, это вряд ли поможет восстановить архитектуру мировой стабильности. Вся проблема в том, что СНВ‑3 — это плоть от плоти и кровь от крови аналогичных договоров, которые подписывались еще в годы холодной войны, когда на планете существовали только две сверхдержавы, которые радикально превосходили в военной и экономической мощи все остальные страны мира. Органически дополняли подобные соглашения Договор о ПРО, судьба которого описана ранее, и Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в 1987 году и благополучно почивший в бозе 2 августа 2019 года. С приостановкой действия СНВ‑3 не осталось ни одного документа в формате Россия — США в области стратегических вооружений. Причем, что характерно, во всех трех случаях именно действия Вашингтона прямо или косвенно послужили причиной расторжения или приостановки действия договора.
Еще один важный момент, который частенько упускают, говоря о роли СНВ‑3 в обеспечении стабильности на земном шаре, — это его двухсторонний формат, который на сегодня безнадежно устарел.
Во‑первых, в нем никак не учтены арсеналы союзников США по Североатлантическому альянсу Великобритании и Франции, которые хоть и относительно невелики по сравнению с американскими или российскими запасами, в случае ядерной войны наверняка будут использованы против Москвы.

Во‑вторых, с момента появления самой концепции ограничительных договоров в сфере стратегических наступательных вооружений и систем противодействия им расклад сил в мире поменялся. В топ сверхдержав ворвался Китай, обладающий немалыми запасами ядерного оружия, своими носителями и зарядами обзавелись Индия и Пакистан, ударными темпами строит атомный щит КНДР. И сейчас не существует ни одного документа, который бы ставил ограничения в количестве носителей и боеголовок для всех ядерных держав.

Не учитывается в тексте СНВ‑3 и качественный скачок в области разработки принципиально новых средств доставки боеголовки к целям на территории вероятного противника, что вполне объяснимо.  
Гиперзвуковые технологии даже в 2010 году были еще чем‑то из области хоть научной, но все еще фантастики. Теперь же боевой гиперзвук используется в боях в Украине российской армией, стоит на вооружении НОАК и находится в финальной стадии испытаний в американских вооруженных силах.
Кроме того, в России разработаны и находятся на разных стадиях тестирования систем такие образцы вооружения, как ядерная торпеда «Посейдон» и крылатая ракета с атомным двигателем «Буревестник», способная находиться в воздухе месяцами.

Есть свои проекты в этой сфере, конечно, у Франции, Великобритании, Индии и Бразилии. Сейчас неизвестно, на какой стадии они находятся и насколько перспективны. Однако сам факт столь массовых разработок оружия, основанного на других физических принципах, уже говорит о том, что все договоренности времен холодной войны безнадежно устарели и нуждаются в срочной ревизии.

Принципиальное противоречие

Однако на пути к достижению глобальных договоренностей стоят два фактора, которые делают даже старт работы над концепцией коллективного ДСНВ совсем уж туманной перспективой. Первая причина — фанатичное нежелание Запада во главе с США признавать крушение однополярного мира и стремление сохранить роль безусловного гегемона, который может нарушать любые договоренности, когда ему вздумается. Остальные страны, по мнению элит сияющего града на холме, должны либо встать на их сторону, либо погибнуть. Вторая проблема органически вытекает из первой — такие государства, как Китай, КНДР, Пакистан, ввиду непрерывно нарастающей угрозы со стороны Америки вряд ли пойдут на осознанное сокращение своих арсеналов и позволят иностранным инспекциям невозбранно посещать секретные объекты.

Даже Китай, придерживающийся прогрессивной философско‑гуманитарной концепции сообщества единой судьбы человечества, вряд ли готов к такой форме мониторинга собственных ядерных арсеналов, как расширенный ДСНВ.

Тем более что провокации США на Тайване и создание альянса AUKUS требуют от Поднебесной не только сохранения своих нынешних арсеналов, но и их увеличения и модернизации. Так, например, давно назрела замена устаревших бомбардировщиков Huan‑6 (аналогичных советскому Ту‑16), составляющих воздушную компоненту ядерной триады Пекина. Да и количество наземных стационарных и мобильных пусковых комплексов Китай увеличивает, стараясь достигнуть паритета с США. Кстати, последнее нашему стратегическому партнеру, похоже, сделать уже удалось. В начале февраля американское стратегическое командование сделало соответствующее заявление, прибавив, что КНР приступила к строительству трех шахтных комплексов, которые могут в совокупности вместить более 300 новых твердотопливных ракет.
События последнего года четко показывают, что архитектура глобальной безопасности переживает глубочайший кризис. 
Приостановка Россией своего участия в ДСНВ — ход вынужденный, но необходимый для показа решительности своих намерений в защите суверенитета.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter