«Большая восьмерка» и финансовые тузы

Об устойчивости доллара

Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на саммите «большой восьмерки» на японском острове Хоккайдо, стало состояние мировой финансовой системы. А еще точнее — устойчивость доллара. Это настолько серьезная проблема, что она способна даже повлиять на выбор будущего президента США. Так, обозреватель американской газеты «Интернэшнл геральд трибюн» Томас Фридман считает, что оба фаворита президентской гонки должны будут «подбирать себе в качестве «второго номера» опытных финансистов, которые помогли бы им вывести Америку из экономического штопора».


В доказательство своей точки зрения он приводит несколько необычный, но говорящий аргумент: «Зайдите в любой американский автосалон и вы увидите, что он забит непроданными внедорожниками... Если старая поговорка: «Что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо для Америки» — справедлива, мы с вами в большой беде, друзья...». Можно было бы, конечно, сказать, что проблемы мистера Фридмана и его друзей нас не касаются, но нельзя. Недавние сильные колебания на мировых финансовых рынках показывают, что все еще в силе старая закономерность: если американская экономика чихает, все остальные заболевают. К локальным последствиям падения курса доллара можно отнести повсеместное усыхание кубышек. К глобальным — рекордные цены на нефть и даже продовольственный кризис.


Ежегодно глава американских спецслужб выступает перед сенаторами с докладом о потенциальных угрозах, с которыми сталкивается страна. Обычно все предсказуемо и потому скучно: терроризм, ядерное оружие, региональные конфликты. В этом году главный разведчик неожиданно заговорил о падении доллара. Здесь нужно упомянуть о последнем решении вполне лояльных к Вашингтону государств Персидского залива. Впечатленные успехом евро, они договорились через несколько лет ввести единую валюту — динар. Российский гигант «Газпром» также изъявил желание, чтобы с ним рассчитывались рублями по крайней мере потребители в СНГ.


«Мы не можем позволить себе игнорировать ситуацию с долларом, — заключает влиятельная «Уолл–стрит джорнэл». — Первостепенная роль доллара в международной финансовой системе представляет собой важнейший невоенный инструмент влияния нашей страны». После того, как президент Рузвельт отменил золотой стандарт, а Никсон окончательно отказался обменивать доллары на золото, ограничения на работу печатного станка были сняты. Теперь, когда у американской валюты появилась альтернатива, безнаказанно включить станок и решить тем самым свои финансовые проблемы США уже не могут. Вашингтон обратился за помощью.


Недавно в Москву приезжал министр финансов США Генри Полсон. «Свой визит в Россию Полсон начал с публичного признания ошибок в управлении финансовой системой США, спровоцировавших кризисные явления в глобальном масштабе», — отмечает «Независимая газета». А затем призвал Москву вкладывать государственные деньги в американскую экономику. Перед саммитом «большой восьмерки» он объехал все мировые финансовые центры с тем же предложением.


Президент России Дмитрий Медведев считает, что американская валюта стала международной проблемой. По его мнению, во избежание рисков нужно стремиться к тому, чтобы международная финансовая система стала мультивалютной. В Беларуси, нужно отдать должное, вовремя уловили новую тенденцию. Как известно, Нацбанк еще в 2006 году создал резервы в российских рублях. «Для нас очень актуальны слова Дмитрия Медведева об использовании российского рубля в качестве резервной валюты», — подтверждал министр экономики Николай Зайченко. Белорусские нефтехимические предприятия в последнее время используют евро при расчетах.


Впрочем, как утверждают самые известные финансисты мира, хоронить доллар, безусловно, рано, да это никому и невыгодно — слишком много на нем завязано. «Доллар — это первая мировая резервная валюта, — говорит глава Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер. — И я не вижу предпосылок, чтобы ситуация изменилась».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter