Большая стирка

О благоустройстве территорий

Утром в центре Гродно увидел необычную картину. Пять дам–дворников, выстроившись с длинными щетками в ряд, мыли тротуар. После них оставалась густая белая пена, которую смывала водой машина. Глянец на плитке получался что надо!


Эх, вот так бы постоянно чистить город или хотя бы его историческую часть, где есть шикарная изюминка — почти вековая каменная брусчатка. Но...


Сильно я, похоже, размечтался. Что сегодня говорить о блеске, если есть еще в городе места, которые просто лучше обойти. Другое дело, что не всегда получается. Вот и я отошел несколько сотен метров от «большой стирки» и столкнулся с совсем иной картиной. Неровная старая плитка, разбитые ступеньки у входа в здание, ямы на площади... И это не где–нибудь, а совсем рядом с железнодорожным вокзалом, где за сутки проходят тысячи людей. Тут хоть умывай, хоть подметай, а толку будет мало.


Свернешь во двор, и пейзаж за редким исключением еще хуже. Поломанный старый асфальт, ухабы — на каждом шагу. А когда попадаешь в частный жилой сектор, то ощущение, что находишься в заброшенной деревушке. Какой еще тротуар, если яма за ямой прямо на улице... Тут и на автомобиле трудно проехать. А уж если пройдет дождь, то из дому без сапог не выходи.


Конечно, так в Гродно далеко не везде. За последние несколько лет дорожное полотно на многих улицах обновилось. Наспех засыпанные ямы, торчащие люки, узкие проезды и длинные выбоины встретишь теперь намного реже. В этом году несколько улиц, в том числе Суворова, Гагарина, Брикеля, сменили старое асфальтовое «одеяло» на новое. Движется к завершению и прокладка нужной городу кольцевой дороги...


Но контраст в благоустройстве территорий, в том числе автомобильных и пешеходных, все равно большой. Чтобы убедиться в дорожных метаморфозах, председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро сам отправился по улицам частного сектора. Причем — не отдаленным, а примыкающим к центральной части города. Как результат уже через несколько дней в работу пошли грейдеры. Проезжую часть подсыпали, выровняли. Но это лишь полдела. На внеочередном заседании Гродненского облисполкома было решено, что самые проблемные участки должны быть отремонтированы через два месяца. Время пошло...


Городские власти о таких «танкодромах», где трудно и проехать, и пройти, конечно же, знали и даже определили в конце прошлого года 51 улицу, которую в ближайшее время ждет благоустройство. Замахнулись поначалу и асфальт там положить...


Но что такое 51 улица без твердого покрытия, если всего их в городе 327, а общая длина — 163 километра? Одним махом это не осилишь. По сути, лишь с 2009 года в Гродно по–настоящему взялись за ремонт улиц. А где же были раньше городские власти? Почему десятилетиями закрывали глаза на дорожные проблемы в частном жилом секторе?


И еще хотелось бы коснуться одной важной проблемы. Проезжая на автомобиле по гродненским улицам, я радовался, удивлялся и много раз огорчался. Да, они стали шире, ровнее, удобнее. Но вот уюта и красоты там, к сожалению, мало прибавилось. А жаль. Самая длинная городская магистраль, улица Горького, после массовой вырубки деревьев, разделявших противоположные полосы движения, теперь голая и однообразная.


Был бы это единичный случай, не стал бы о нем говорить. Но продолжение, к сожалению, последовало. Теперь готовится проект реконструкции улицы Победы. Нужное, конечно, дело. Там на утопавшем в зелени двухкилометровом участке дороги росло более 300 деревьев. Чтобы расширить проезжую часть, под вырубку пойдут 102 каштана и акации, почти половина из них уже срезана. Еще одна улица в городе «полысеет»...


Как же все–таки избавиться Гродно да и другим городам от постыдных «болотных» улиц с ямами по колено? Ожидается принятие на республиканском уровне нового документа, который обязывал бы предприятия содержать и ремонтировать отрезок проезжей части вдоль своей территории. А вырученные от этого деньги пошли бы на благоустройство частного сектора. Предложение, конечно, не бесспорное, но вполне логичное.


А пока, не дожидаясь указаний сверху, в Гродно пошли на нестандартный шаг. Недавно совет директоров предприятий создал специальный фонд «Красивый город». Ежеквартально организации будут перечислять на его счет до 5 процентов прибыли, остающейся в их распоряжении. Средства пойдут на сохранение неповторимости и повышение привлекательности старинного города. В том числе и его улиц, тротуаров и дворов.


Интересный эксперимент. Удастся?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter