История Веры Кавалеровой: как вырваться из театрального мира сказок и доказать, что есть у тебя настоящий драматический талант

Большая сила Веры

Талантам Веры КАВАЛЕРОВОЙ
несть числа.
stb.ua
Мы познакомились странным образом. На какой-то официальной встрече творческих людей я сделала комплимент юной, очень элегантно одетой актрисе и услышала от нее, что все для себя она шьет сама. Было нищее время начала 1970-х годов. Как журналист напросилась к ней в гости. Многому удивилась, очень внимательно пересмотрела спектакли с ее участием в Театре юного зрителя. Даже написала небольшую заметку в сборнике «Молодая гвардия труда», который вышел в издательстве «Беларусь» невиданным в наше время тиражом — 8000 экземпляров. В разделе «Призвание — творчество» еще три автора написали о книге Алеся Адамовича, Я. Брыля и В. Колесника «Я из огненной деревни…», о коллективе «Песняры», о скульпторе Владимире Теребуне. Моя молодая актриса попала в хорошую компанию, хотя слава всех героев публикаций только начиналась, а объединил их творческий труд.

С тех пор находимся в дружеских отношениях с заслуженной артисткой Беларуси Верой Кавалеровой. Не перестаю удивляться ее вкусу, уму, тонкости и удивительным ролям. Судьба необычна и вот почему.

Девочка? Мальчик?

Есть в театральной терминологии такое определение: амплуа травести.

В энциклопедическом словаре написано, что травести — это актриса, которая исполняет роли мальчиков, подростков и девочек. Добавим от себя — переодевание в мальчиков и девочек, переход в другой возраст. У таких артистов особенная судьба. Трудно им живется в современном театре, который за последние годы помолодел, стремится к натуральности и очень уж не любит этого переодевания. Мальчиков должен играть мальчик, в крайнем случае молодой актер театра. Возможно, в этом и есть свой смысл. Но как же занять свое место в искусстве десяткам молодых актрис, чей талант бесспорный, а выбор ограничен детскими ролями?

С этих вопросов, с горечи разочарований, с влюбленностью в театр началась творческая жизнь Веры Кавалеровой.

Вера

У нее недаром такое имя с оптимистическим звучанием. Пробиться в институт не удалось ни в Москве, ни в Минске.

Педагоги института сказали:

— Травести не принимаем.

Режиссер кино рассуждал так:

В образе актера множество слагаемых. Красота — одно из них.
Фото предоставлено пресс-службой республиканского театра юного зрителя
— Пока ей восемнадцать, она еще сможет сыграть в двух-трех детских фильмах, а через четыре года, когда окончит институт, изменятся глаза, лицо, она станет взрослой. Тогда уже детей ей не играть, это бесспорно. А кого? Лирических героинь? Не знаю…

Режиссер театра был безапелляционным:

— Я никогда не беру пьес, где есть роли детей. А если уж и попадется сынок-школьник или внучка, на всякий случай держим одну актрису. Других ролей она не играет.

И только однажды знакомая актриса Театра юного зрителя ошеломила неожиданным предложением:

— Нам очень нужны актеры на роли школьников. Приходи, когда школу окончишь.

— А я уже окончила. В позапрошлом году.

В сентябре 1970 года маленькую, худенькую, рыжеволосую девочку с веснушчатым носом и зелеными глазами зачислили в штат ТЮЗа. Кроме этих «недостатков», у нее оказалась огромная работоспособность и уникальный железный характер.

Сразу же появилось много ролей, съемки на телевидении в знаменитой «Калыханке» (озвучивала и водила персонажа Сеню, сидя под столом с другими кукловодами). Стали приглашать на озвучивание фильмов в киностудию, но саму Кавалерову до какого-то времени не снимали.

«Тюзятина»

Есть такое обидное слово в лексиконе артистов. Это об особах невысокого роста со звонкими, часто неестественными голосами, привыкших играть зверюшек.

По ходу дела напомню, что ТЮЗы — это особый вид театров, придуманный в СССР для юношеской, подростковой и малышневой аудитории. Те, кто там работает, должны быть приобщены к тайному знанию особой психологии растущего человечка. Научить этому нельзя. Научиться можно, когда сможешь многое понять в том, что такое жизнь.

В каждой роли — своя изюминка.

Из всех артистов тюзовские — самые уязвимые. К ним как-то все относятся немного несерьезно. Пробиться во «взрослые» театры очень трудно. В белорусском ТЮЗе были прекрасные травести Клара Мизгайло, Зинаида Павловская, Римма Маленченко. Последней удалось получить звание заслуженной артистки. Следующей оказалась Вера Кавалерова. И все.

В Москве прошлого века блистала на сцене детского театра Валентина Сперантова. Играла одних мальчишек до старости и стала Народной артисткой СССР. У Веры Кавалеровой тоже есть свой рекорд. До 58 лет она играла пятилетнюю девочку в спектакле «Сотворившая чудо». Вот и попробуйте не поверить в то, что актеры ТЮЗов не стареют.

Прорыв

До сих пор не найдены ответы на множество вопросов, которые возникают в связи с этим амплуа травести. Как вырваться из театрального мира сказок и доказать, что есть у тебя настоящий драматический талант, тонкое чувство комедийного и глубоко запрятанная трагичность. Очевидно, в какой-то момент Вера, взрослый человек, не захотела притворяться ребенком. Понятно, Джульетту ей не сыграть и Дездемону тоже. Но взрослую трагедию маленькой девочки, найти точную грань возраста, характера и поведения она может. Так появились ее неординарные работы в спектаклях «Экзамен на осень», «Четыре капли», «Шитая кукла», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Сотворившая чудо», «Дорога на Вифлеем», хотя на официальных страницах указывают десяток иных названий, где она играла. Это только свидетельствует о том, что ролей было много, и они все были замечены и отмечены критикой. И все же Кавалеровой этого было мало. Ей хотелось сыграть взрослую любящую женщину. Она приняла очень странное и невыгодное предложение — ездить в театр города Молодечно и играть героиню спектакля «Двое на качелях». Эта популярная пьеса американского автора почти 20 лет с успехом шла в НАДТ им. Горького с выдающейся актрисой Александрой Климовой.

 minsknews.by

Веру ничто не смутило и не испугало. Напомним про ее отчаянный характер. Пусть театральная публика сравнивает героиню-красавицу Климову и крохотную травести Кавалерову.

Личная трагедия, неожиданная любовь, разочарование — повторяющаяся женская судьба. В столичном русском театре были все условия для успешного спектакля. В Молодечно надо было ездить на электричке, репетировать, играть, ночью возвращаться в Минск. Мне дважды посчастливилось смотреть этот спектакль. Вера Кавалерова была в нем великолепна. Ей даже предложили перейти в этот театр на работу, но она отказалась, сохраняя верность ТЮЗу. Впрочем…

Подробности личной жизни

Момент смены театра в ее жизни случился. Все началось с невероятной и страстной любви. Недолгой, но оставшейся на всю жизнь. Встреча с очень популярным питерским киноартистом Александром Кавалеровым. Замужество. Рождение сына. Расставание из-за типичной актерской болезни. Попытка что-то наладить. Она уехала работать во Львов. Ничего не получилось. Вскоре муж умер. Погубил себя рано и бездарно. Любовь сохранилась — Александром звали мужа, сын Александр и внучка Александра. Осталась его фамилия. В семье постоянно слышится его имя.

Вера любит работать. Ее умению что-то без конца делать и всюду поспевать можно позавидовать.

Фото  БЕЛТА

Вернемся к портняжным способностям актрисы. Талант портнихи ей достался от мамы. В трудную минуту Вера даже успела поработать в ателье. Дальше это стало своеобразным хобби — шить, вязать, вышивать, придумывать себе не только жизненные, но и сценические костюмы. Позже с удовольствием заниматься посадками и строительными работами на даче. И даже просить, чтобы ко дню рождения ей подарили шуруповерт. Согласитесь, очень необычные увлечения для актрисы-дюймовочки.

С возрастом к Кавалеровой стало более благосклонно кино. Она оказывалась очень достоверной и яркой в ролях тетушек, бабушек, хитроватых собеседниц в белорусских и российских сериалах. К сегодняшнему дню у нее около семидесяти фильмов. Стала чаще сниматься. Потому что появилось свободное время. Тюзовские артисты обычно играют три-четыре спектакля в день. Тут не до съемок. Сейчас у Кавалеровой спектаклей немного. Один из любимых «Моя маленькая чародейка», где у Веры Ильиничны главная роль доброй ведьмы Хикси. Актриса в такой хорошей форме, что там есть момент, когда ее, почти семидесятилетнюю, поднимают на воздушном шаре над сценой. Она держится за веревочку одной рукой. В молодости Кавалерова была чемпионкой Минска по бегу на короткие дистанции. Маленькая, но с огромным запасом жизненных сил.

Вера Кавалерова — единственная актриса детского театра страны, которая получила «Хрустальную Павлинку». Уникальная. Единственная в своем роде. Ни с кем не спутаешь. Гордость театрального сообщества.   
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter