XVI саммит БРИКС, который прошел в Казани с 22 по 24 октября, еще до своего начала привлек особое внимание мировой общественности и вызвал бурную реакцию западных СМИ.
За несколько дней до открытия саммита The New York Times писала о том, что БРИКС — это «группа, которая, бросая вызов гегемонии Запада, стремится перебалансировать мировой порядок». И тут же успокаивала своих читателей наличием якобы неразрешимых противоречий между государствами — членами БРИКС, а также отсутствием реального политического веса у организации в целом.
Кроме того, NYT в очередной раз заверяла своих читателей в том, что позиции объединения G7 (стран «Большой семерки») сильны и стабильны как никогда. Мол, гегемонии ничего не угрожает, несерьезно все это.
БРИКС — символ падения престижа Америки
А вот The Washington Post констатировала, что БРИКС оказалось не просто представительным форумом: «БРИКС стало мощным символом падения престижа Америки на Глобальном Юге, где многие страны, разочарованные катастрофическими неудачами США, такими как война в Ираке и мировой финансовый кризис 2008 года, перестраховываются, ищут дополнительных партнеров и расширяют свои возможности для достижения своих национальных интересов».Американский новостной телеканал CNBC также высказал свое мнение о саммите: «Это (БРИКС. — Прим. ред.) свидетельствует о коллективном отдалении от Запада, о демонстрации фундаментального сдвига в мировом порядке, который направлен на то, чтобы бросить вызов западной экономической гегемонии».
Британский UnHerd привел убойный статистический аргумент: «Совокупный ВВП стран группы с учетом паритета покупательной способности (ППС) составляет 35,6 процента мировой экономики, что превышает долю стран «Большой семерки», составляющую чуть более 30 процентов. С точки зрения численности населения разница еще более разительна: в странах БРИКС проживает 45 процентов населения мира, в то время как в странах «Большой семерки» — менее 10. Ожидается, что ВВП Индии, Китая и России вырастет примерно на 4 процента в этом году по сравнению с 2 процентами в странах Запада, и к ним (к БРИКС. — Прим. ред.) присоединятся новые страны».
Закат гегемонии
Однако западные СМИ не могли оставить без внимания тот факт, что Премьер-министр Индии Нарендра Моди и лидер ЮАР Сирил Рамафоса отправились на саммит БРИКС вместо проводимой в то же время на Самоа встречи стран Содружества наций — объединения государств, исторически связанных с Великобританией. Высказавшая желание вступить в БРИКС Шри-Ланка также не делегировала на Самоа ни премьера, ни главу МИД. Отметили иностранные журналисты и появление на саммите Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Именно на этом вынуждены были сделать акцент Bloomberg и Politico.Помимо Премьера Индии и лидера ЮАР, в Казань прибыли Председатель КНР Си Цзиньпин, президенты Турции и Ирана Реджеп Тайип Эрдоган и Масуд Пезешкиан, глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, Президент Беларуси Александр Лукашенко и другие, без особого воодушевления констатировали издания.
Большинство мировых СМИ пишет о том, что попытки информационной дискредитации мероприятия оказались провальными. Весь мир наблюдает — кое-кто без особого удовольствия, а кто-то даже с ужасом — закат гегемонии Запада.
Несмотря на недоброжелательные комментарии западных журналистов и политиков, лидеры стран — участниц БРИКС приняли итоговую декларацию саммита, в которой выразили обеспокоенность санкциями, обозначили предложения о содействии в урегулировании конфликта в Украине, выступили за прекращение огня в секторе Газа.
И конечно, участники и гости мероприятия общались, давали интервью и налаживали контакты. А еще шутили. Появление на саммите Президента Беларуси было встречено тонкой политической шуткой: в Татарстан не смог прилететь Президент Бразилии Лула да Силва (страны, давшей первую букву в названии объединения), но всех выручил Александр Лукашенко и Беларусь, то есть благодаря нашему Президенту БРИКС осталось БРИКСом.
krasovskaya@sb.by