Большая родня

ДВЕРИ открылись — и на меня сразу же уставились несколько пар любопытных детских глаз. — Так ждали вас, что, глядя в окно, карниз оборвали, — рассмеялась хозяйка. — И нарядились по случаю во все лучшее. Гости в этом доме — всегда праздник. Хотя и без них у КУНДИКОВЫХ шумно и весело. Как-никак в одноэтажном особнячке сегодня живет шестнадцать ребятишек от детсадовского возраста и старше. Еще двадцать бывших воспитанников уже отправились в «свободное плавание».

В кличевском доме семейного типа родительской любви хватает на всех... 36 сыновей и дочерей Кундиковых.

ДВЕРИ открылись — и на меня сразу же уставились несколько пар любопытных детских глаз. — Так ждали вас, что, глядя в окно, карниз оборвали, — рассмеялась хозяйка. — И нарядились по случаю во все лучшее. Гости в этом доме — всегда праздник. Хотя и без них у КУНДИКОВЫХ шумно и весело. Как-никак в одноэтажном особнячке сегодня живет шестнадцать ребятишек от детсадовского возраста и старше. Еще двадцать бывших воспитанников уже отправились в «свободное плавание».

Есть свой причал!

Новая страница в семейной жизни Риты и Сергея, решивших принять в свой дом детдомовских малышей, началась в 1990 году. У них к тому времени подрастали двое своих сыновей и дочка. Но оставаться равнодушными к детям, которые остались без родителей, призналась хозяйка, они не могли. Она, воспитатель детского садика, переживала это особенно остро!

— Как раз накануне по телевидению прошел марафон по сбору средств для маленьких сирот. Там впервые и услышала о детских домах семейного типа, — вспоминает мама. — А механизм их создания почерпнула из тогда еще общесоюзной газеты «Семья».

Ребятню — а за ними поехали в Могилевский детский дом № 1 — не выбирала. С кем-то познакомили сотрудники, кто-то подошел сам — ну не отталкивать же! Еще одна девочка на них смотрела так, что они просто не смогли пройти мимо. А рассказ про двух малышек, которые все время плачут и никак не могут привыкнуть к детдому, так тронул душу, что отказаться от них тоже было невозможно. В общем, в течение трех месяцев Кундиковы оформили документы сразу на пятерых. Как все притирались друг к другу — и сами к новым членам семьи, и собственные дети к названным братьям и сестрам — разговор отдельный. Было дело — приемная дочка из ревности отрезала родной косу. Детдомовская девчонка была острижена чуть ли не под «ноль», а у трехлетней Даши волосы были роскошные, ниже пояса...

— Плакала тогда, — призналась Рита Владимировна, — потому что жалко было обеих.

Своего четвертого ребенка, говорит, родила как бы «между делом».

Ни сразу, ни потом они с мужем детей на «своих» и «чужих» не делили. И уже выросших ребят в выходные и праздники принимают у себя дома. Должен, считают, у каждого быть свой причал!

К трудностям были готовы

Далеко не все знакомые и родные разделяли взгляды Кундиковых на их понимание собственного предназначения. Но те, кто действительно был близок по духу, не только разделили порыв создателей дома семейного типа, а и всячески помогали. А позже — становились крестными мальчишек и девчонок. Что скрывать — эти дети не всегда напоминали розовощеких младенцев с рекламы или милых ребятишек, радующих успехами в учебе и прилежанием в труде. Скорее наоборот — очень многие, несмотря на нежный возраст, уже имели целый «букет» психических и физических болезней.

— Мы были готовы к трудностям, — признает Рита Владимировна. — И не боялись обращаться к специалистам. Но там, где проблема медицинского, а не психологического характера, что-то изменить сложно. Однако вполне реально научить ребенка с ней жить.

Более чем за двадцать лет она на практике убедилась: чем раньше ребенок попадает к новым родителям, тем лучше. Потому что маленькие сироты порой приходят с таким тяжелым жизненным багажом, что на несколько взрослых хватит. И на адаптацию уходит не один год. Иногда, подметила Рита Владимировна, по детям даже можно проследить, как шла деградация в семье. Если старшие более способны к учебе, то младшим порой и простые навыки нелегко освоить.

Но пусть дипломы об окончании вуза или техникума получили не все повзрослевшие воспитанники детдома, профессия есть у каждого. Так что без куска хлеба, уверены их названные родители, никто не останется. Более того, сейчас многие сами помогают большой семье. Например, приемная дочь Настя живет в Круглянском районе, держит большое подворье. И когда едет в гости, везет с собой множество сельских гостинцев — молоко, мясо, овощи. Другие выросшие дети, для которых дом Кундиковых стал по-настоящему родным, тоже навещают близких не с пустыми руками.

— Казалось бы, какой у нас отдых? Всегда шумно, многолюдно. А они: «Да мы здесь душой отдыхаем!» — делится Рита Владимировна.

Женили и замуж всех Кундиковы также выдавали как положено — свадьбу закатывали, платья-кольца покупали. В списке подарков для молодоженов даже домик был.

— А как иначе? Мои дети — не какие-нибудь там безродные! — констатирует мама. И тут же хвастается, что у нее уже и шесть внуков есть.

Родные сыновья и дочь тоже выросли. Старший Егор получил два высших образования, женился, работает криминалистом. Средний Захар стал мастером в мелиорации, Даша — учителем одной из минских школ. А Матвей учится в Кличевском сельскохозяйственном колледже.

Надейся на себя и семью

Традиционный для многодетной семьи вопрос, сколько литров супа и буханок хлеба надо на обед, Кундикову только смешит.

— Сегодня, — отвечает, — прокормиться не проблема. Закупаю продукты на оптовом рынке, да и свое хозяйство немаленькое — куры, индюки, кролики, поросята. А еще — огороды. На зиму закатываем сотни банок солений-варений!

Если в девяностые не пропали, когда на прилавках магазинов было хоть шаром покати, то о чем сейчас говорить! Тогда, кстати, и коров держали, и лошадь, и нутрий. Стратегический запас в виде сала, мяса и картошки в доме всегда был.

Здесь и трудятся весело, и отдыхают с выдумкой. Продумывая сценарии праздников так, чтобы никто не скучал в сторонке. Прошлогоднее Купалье, например, дети вспоминают до сих пор — как «клад» искали, а потом выяснилось, что он зарыт в куче песка во дворе. Вот смеху было! А потом — шашлыки, песни под гитару. Благо таланты все — свои, доморощенные. Причем не только петь, но и картину нарисовать, вазу раскрасить, вышить — юные мастера дома семейного типа все могут! Недаром их творчество отмечено множеством различных наград.

Чтение тоже в почете.  Правда, не скрывает мама, некоторым любовь к книге приходится чуть ли не силой прививать, но оно ведь того стоит. Сама тоже не пропускает ни одной педагогической новинки. А своей главной задачей с мужем считает подготовку ребят к будущей жизни. Для этого даже свод правил разработали. Самое первое из них звучит так: «Надейся на себя и свою семью». Второе гласит, что надо научиться выходить победителем из любой жизненной ситуации.

Кровная связь, поделилась наблюдениями педагог с 30-летним стажем, на генном уровне всегда чувствуется. Не понаслышке знает, как тянутся друг к другу оказавшиеся в беде родные братики и сестрички. Потому, как и последнюю принятую в семью четверку малышей, никогда детей не разлучала. А если в дом заглядывали их мамы, на чай приглашала. Но те, к сожалению, не всегда готовы воспользоваться очередным шансом, если и не побороться за своих сыновей-дочерей, то хотя бы пообщаться с ними.

— Мне по-женски их очень жаль, — признает Рита Владимировна. — Сами не понимают, что потеряли в жизни — причем по собственной вине.

Что нужнее – рыба или удочка?

Сегодня, кроме государства, семью поддерживают МЧС республики и гуманитарная организация из Канады.

— Самое интересное, что мы помощи не искали — она сама нас нашла! — рассказала женщина.

В частности, спасатели подарили Кундиковым компьютеры, смонтировали письменные столы и шкафы. Получать готовое, говорят, неплохо. Но ребенок вырастет, начнет самостоятельную жизнь, и что тогда? Потому повторяет мама: «Нам не нужна рыба. Дайте удочку, и мы наловим сами!» Вот и закупленный МЧС линолеум укладывали своими силами — пусть дети знают, как своими руками ремонт делать.

Более чем за двадцать лет существования дома семейного типа Рита Владимировна в отпуске не была ни разу.

— А зачем он мне? Я ведь не устаю! — констатирует она.

Говорит, что, как в любой другой семье, бывают и трудности, и срывы. Однако силы ведь тоже дети дают!

Родительский труд Кундиковых не остался незамеченным. В минувшем году они приняли участие в телепроекте «Гордость нации», а Рита Владимировна по итогам 2011-го победила в республиканском и областном конкурсах «Женщина года» и «Человек года». В копилке семейных наград также есть орден Царевича Димитрия Русской Православной Церкви.

— Но это, поверьте, не самое главное, — не скрывает мама. — Куда важнее знать, что семья — состоялась.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора и из семейного архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter