Большая разница

А как сказать иначе, если Антонина ниже Романа ровно в два раза...

А как сказать иначе, если Антонина ниже Романа ровно в два раза

Примерный рост будущего ребенка высчитывается так: средний рост мамы и папы плюс-минус пять сантиметров. Но иногда малыши на три головы обгоняют родителей или же чуть дотягивают им до пояса. Жизнь таких людей особенна с раннего детства. Ведь им приходится подстраивать под себя окружающий мир. О том, как они это делают, корреспондент «Р» узнала, прожив один день с великаном Романом и крошкой Антониной.

Дядя Степа из Красносельского

«Не перевелись еще богатыри на Белой Руси» — первая мысль, промелькнувшая в моей голове при встрече с Романом Стырником из поселка Красносельский. Не заметить в толпе парня, которому ты приблизительно по локоть, невозможно.

— Мой рост 212 см, — говорит собеседник. — И хотя родители у меня где-то 170 см, я уже в детском саду был на полголовы выше сверстников.

Садимся в машину. Руль у Романа на уровне коленей.

— Неудобно, наверное? — интересуюсь.

— Я уже привык, — улыбается парень. — А вот когда в «жигулях» сдавал на права, изрядно намучился. Сел за баранку и понимаю: ехать придется, чуть ли не поджав ноги к груди. Но еще веселее было переключать передачи. Для этого правую ногу постоянно приходилось приподнимать. Надеялся, инструктор сделает скидку за старания, но он делал вид, что ничего не замечает.

Дворовые ребята никогда не дразнили Романа Дядей Степой. Возможно, поэтому он и не стал милиционером. Хотя высокий рост все же повлиял на выбор его профессии.

— В восьмом классе стал играть в баскетбол, — рассказывает Рома. — Сначала в школе, потом в училище. И наконец, на три года попал в сборную РТИ. Правда, когда у команды изменился спонсор, мне предложили перевестись в Пензу, а оттуда — в Саратов. Но жизнь в чужой стране не заладилась, поэтому решил вернуться домой.

На этом отношения со спортом закончились. И на все предложения, поступающие от менеджеров команд, Роман отвечал: «Нет».

Сидеть на шее у родителей парень не собирался и устроился на стройку.

— Работал стропальщиком, — вспоминает собеседник. — Когда нужно было пройтись трекером по потолкам, ребята говорили: «Нет тебе, Рома, цены». Мне ведь для этого стоило только руку поднять, им же — ставить козлы.

Сейчас Роман трудится на заводе строительных материалов. В профессии машиниста оборудования высокий рост ему мало чем помогает. Разве что выделяет среди других мужчин. Но несмотря на свою заметность, с женой Роман познакомился по телефону.

— При первой встрече она даже не удивилась, хотя сама 173 см, — смеется молодой человек. — Видимо, я ее хорошо подготовил.

Проходя в дом, Роман автоматически сгибается — привычка. В квартире нет массивных столов и стульев.

— Зачем? — удивляется хозяин. — А вот кровать у нас 220 см. Ее, несмотря на щепетильность жены при покупке мебели, я выбирал сам. Устал от этих советских «коробок» на 180 см: спать в них приходилось, свернувшись клубочком.

Дома у них одно особое правило: жена не кладет вещи выше тех полок, до которых может достать. А вот вкручивать лампочки — обязанность Романа. Кстати, для этого ему достаточно только руку поднять.

— А из-за роста  212 см часто возникают проблемы? — интересуюсь.

— Только с одеждой, — говорит собеседник. — Если куртки и рубашки купить еще можно, то вот брюки и джинсы приходится шить на заказ.

— А обувь? — спрашиваю. — Размер у тебя, видимо, 45-й?

— Был в восьмом классе, — смеется Роман. — Теперь — 52-й. У меня есть знакомый, торгующий обувью. У нас с ним уговор: если он встречает на складе или в продаже что-то моего размера, сразу берет.

Просматриваем фотографии из семейного альбома — на многих Рома в окружении друзей. И хоть некоторые ребята даже не дотягивают ему до плеча, это не мешает им вместе смотреть футбол.

К своим 212 см красносельский парень давно привык. Окружающие в основном не обращают внимания на его габариты. В Красносельске его многие знают, поэтому, если спросить, где живет высокий Рома, тебе тут же покажут.

— Но больше всего я ценю свой рост, когда прихожу в детский сад за сыном, а собравшиеся у двери карапузы шепчутся между собой: «Смотри, Дядя Степа пришел», — улыбается собеседник.

«Увидев меня, хозяйка цирка рассмеялась…»

Антонина Сацура из Смолевичей ровно в два раза ниже Романа. Ее рост — 106 см. Розовая одежда, длинные белые волосы и голубые глаза — внешне она похожа на куклу. Однако внутренней энергии этой миниатюрной женщины можно только позавидовать. Чтобы успевать за ее маленькими шажочками, мне приходится ускоряться. Став на носочки, она прикладывает чип к домофону. И вот, минуя три этажа, мы оказываемся в квартире, которая совсем не похожа на кукольный домик — обычных размеров мебель, большая плазма.  Только возле шкафчиков, холодильника и в ванной стоят маленькие стульчики. Два из них — металлические.

— Их делали на заказ, — говорит собеседница. — Каждый весит шесть килограммов. За счет тяжести они становятся устойчивыми.

Для стульев в хозяйстве Антонины  это важное качество. Ведь, к примеру, чтобы полить цветы или развесить белье, ей нужно стать на пирамиду из двух табуреток.

На минуту отвлекаюсь, рассматривая ботанический сад на ее кухне. В это время Антонина взбирается на стул, оттуда — на шкафчик и достает чашки.

— Чай или кофе? — спрашивает.

— И не страшно? — с ужасом и  удивлением интересуюсь я.

— Да ну, — отвечает собеседница. — Сегодня меняла лампочку в ванной, пришлось соорудить пирамиду из трех стульев.

Две секунды — и Антонина повторяет для меня этот «смертельный номер».

То, что Антонина перестала расти, родители заметили, когда ей было два с половиной года. На фотографии, где она сидит с полуторагодовалой сестрой, девочки выглядят одинаково. У малышки недостаток гормона роста. Но крошечная Тонечка вместе со сверстниками пошла в первый класс. Позже поступила учиться на бухгалтера.

— В техникуме, чтобы я доставала до парты, медсестра подарила мне медицинское кресло, похожее на теперешний компьютерный стул, — говорит собеседница. — Девчонки возили его из кабинета в кабинет.

Пройдет время, и у Тонечки появится идея фикс — попасть на работу в цирк. А пока Антонина, как профорг, организовывала поездки своего коллектива на каждое новое цирковое представление.

— Помню, как к нам однажды приехал цирк лилипутов, — улыбается женщина. — Мне дали пригласительный в первый ряд. Тогда я впервые увидела людей
такого же роста, как я.

После концерта прошла за кулисы, чтобы познакомиться.

— У маленьких все не так, как у больших, — признается Антонина. — Если встречаю на улице «коллегу», подхожу к нему и легко знакомлюсь.

Но в труппу, правда,  другого цирка, ее взяли только через шесть лет. Здесь ей пришлось похудеть с 26 кг до 18 кг.

— Всю жизнь на диете, — говорит собеседница. — У меня была такая тоненькая талия, что большой мужчина мог обхватить ее кистями рук.

Гастроли сменялись съемками в кино.

— Проблемы с ростом часто возникали? — спрашиваю я.

— Главная — обувь, — отвечает Антонина. — Найти ее в Союзе было сложно. Поэтому, когда в 1986 году в Америке я купила себе первые взрослые босоножки 26 размера, это было счастье.

Гастролируя в Воронеже, она увидела работы чудесного обувного мастера. И заказала у него сразу пять пар туфель. Зарплата у нее тогда была 120 рублей, а пара стоила 60. Шила в кредит.

С развалом СССР Антонина перешла в новый цирк. Здесь цирковая актриса стала еще и костюмером.

— Я обшивала костюмы актеров стразами, сама придумывала рисунки, — говорит собеседница.— Представьте, что значит обшить около 50 костюмов, которые больше тебя в два раза.

Потом подруга предложила ей работу в Италии. Нужно было восстановить сгоревшие костюмы цирковых актеров.

— При встрече хозяйка цирка рассмеялась и ушла, — вспоминает женщина. — А потом, увидев мои работы, извинялась.

С Италией Антонине пришлось расстаться в 1999 году. Организм не приспособился к тамошнему климату. Она купила квартиру в Смолевичах, где живет ее сестра, и переехала сюда. Барьер между большим и маленьким миром Антонина преодолевает легко.

— Покупки делаю в магазинах возле дома, — говорит собеседница по дороге в магазин. — Хлеб и молоко принести несложно. Если вижу в лавке знакомых, закупаюсь основательнее. Знаю, они помогут мне занести все домой. На крайний случай у меня есть колясочка.

Главным «противником» Антонины стала сберкасса в отделении банка. В окошко кассира ее просто не видно.

— Написала руководству просьбу: поставить стул для клиентов, — собеседница показывает письмо-ответ. — Теперь в банке будет стул.

Животные в доме Антонины тоже маленькие. Тойтерьер и кошка.

— Хотели бы стать высокой? — спрашиваю.

— Нет, — отвечает женщина. — Иначе моя жизнь вряд ли была бы такой интересной.

Выходит, совсем не важно — ты маленький, большой или среднестатистический. Главное, ты человек. Веселый, счастливый и целеустремленный. А что касается мира вокруг, то «не стоит прогибаться под него. Пусть лучше он прогнется под нас».

На снимках: нас с Романом разделяют 50 см — рядом с таким парнем чувствуешь себя маленькой принцессой; чтобы повесить выстиранное белье, Антонине нужно соорудить пирамидку из двух стульев.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter