Большая перемена?

Новому президенту США Бараку Обаме будет нелегко оправдать общественные ожидания

Новому президенту США Бараку Обаме будет нелегко оправдать общественные ожидания


Эмпайр–стейт–билдинг окрасился в синий цвет демократической партии. Это значит, что новым, 44–м президентом США стал кандидат от демократов Барак Обама. Знаменитый нью–йоркский небоскреб подсвечивают в цвета победившей партии начиная с выборов 1932 года, когда к власти пришел Франклин Рузвельт. Этих двух американских президентов пока сложно сравнивать — имя одного уже прочно вошло в историю, а второму еще только предстоит оставить в ней свой след, но в одном они похожи. Рузвельт пришел к власти, когда Америка была в «Великой депрессии», а Обаме администрация Джорджа Буша оставляет в наследство мировой финансовый кризис. От него сегодня тоже ждут «нового курса», и не только американцы. Но новому президенту США будет нелегко оправдать эти и другие возложенные на него надежды.


Барак Обама победил Джона Маккейна, как говорится, за явным преимуществом. Американские выборы, несмотря на судьбоносную важность решаемых вопросов, — это еще и шоу. И нужно заметить, очень дорогое. Оба кандидата собрали более 900 миллионов долларов пожертвований на свои предвыборные кампании — это в два раза больше, чем было потрачено в 2004 году. Причем львиная доля этой суммы досталась Обаме. Это был лишний аргумент в его пользу, но не решающий. Никакие деньги, конечно же, не смогли бы заставить американских избирателей, известных своей традиционной пассивностью, пойти на участки для голосования. А они не просто пошли, а повалили. Такой ажиотаж последний раз наблюдался, когда выбирали Джона Кеннеди.


Обама избрал лозунгом короткое, но емкое слово: «Перемен!» «Перемен, мы ждем перемен!» — совершенно в духе незабвенного Цоя вторила сенатору от Иллинойса Америка. Три текущие войны — в Афганистане, Ираке и с террористами — по всему миру, небывалые финансовые трудности внутри страны, объединенные с огромным дефицитом бюджета, испортившаяся репутация из–за немотивированных вмешательств во внутренние дела других государств и нигилизм к международному праву. Популярность Буша упала до 25 процентов. Для сравнения: Ричарда Никсона, когда он уходил в отставку из–за Уотергейтского скандала, поддерживал 31 процент американцев. Пожалуй, у Маккейна был один–единственный путь в Белый дом — если бы он взял, да и вышел из Республиканской партии. Ведь как бы он ни открещивался от наследия Буша, общественным мнением Маккейн все равно воспринимался как его преемник. На этом фоне Обама смотрелся выигрышно. И цвет его кожи, как мне кажется, ему больше помогал, чем мешал. Американцы должны были пройти тест на готовность к переменам. Они его прошли, и теперь у них есть первый президент–афроамериканец.


Контраст между внешностью Обамы и Маккейна огромен, но материализуется ли он в американской политике? Было бы проще всего списать все ошибки, которые допускал Вашингтон за последние годы, на Джорджа Буша. «Если Европа полагает, что все перекосы в трансатлантических отношениях последнего времени объясняются плохим характером и вопиющей профнепригодностью Буша, она обманывается», — предупреждает британская «Индепендент». Между Маккейном и Обамой нет мировоззренческой бездны, считает издание: все равно новый президент США пойдет в мир «наперевес с большой дубинкой, которая досталась ему от Теодора Рузвельта». Под «политикой большой дубинки», напомню, президент США Теодор Рузвельт понимал допустимость военного вмешательства для урегулирования конфликтов в Латинской Америке. Это было в самом начале XX века, а в начале XXI века доктрина была распространена на весь мир.


Остроумные речи на предвыборных митингах наверняка будут отличаться от того, что Обама станет говорить на официальных переговорах. Даже в Евросоюзе, ближайшем союзнике США, эксперты не ждут особых перемен в американской политике. «Мало что изменится, — считает бывший германский посол ФРГ в Соединенных Штатах Юрген Хробог. — Старые требования станут гораздо четче, и немецкому правительству будет труднее от них уклониться». Бушу отказать было проще... Созвучно этому и мнение части российского экспертного сообщества, полагающей, что с администрацией Маккейна было ясно, как себя вести, — благо богатый опыт «холодной войны» имеется. От Обамы же неизвестно чего ждать, а, в принципе, его высказывания по поводу отношений с Россией лишь по форме отличались от ястребиной риторики соперника–республиканца. Но если европейские политики пока внешне излучают оптимизм, то российский Президент Дмитрий Медведев и вовсе не стал скрывать крупных противоречий с Америкой. Вчера днем, когда Обама праздновал победу, г–н Медведев обратился со своим первым Посланием к Федеральному собранию. Впрочем, он все–таки выразил надежду, что Обама «сделает выбор в пользу полноценных отношений с Россией». Аналогичные надежды питают и в других столицах, с которыми предыдущей администрации не удалось выстроить отношения...


В заключение процитирую фрагмент редакционной статьи английской «Гардиан»: «Не вызывает никаких сомнений то, что победа Обамы стала важнейшим этапом в расовой и культурной эволюции Америки. Прошло 45 лет с того момента, когда Мартин Лютер Кинг произнес самую великую для Америки второй половины XX века речь, в которой он заглянул в будущее и увидел тот день, когда о его детях будут судить не по цвету кожи, а по качествам характера. Это почти невероятно, но мечта Кинга является сегодня реальностью, поскольку впервые лидером США стал афроамериканец. Это день, увидеть который надеялись немногие. Трудно понять, что надо сейчас делать — плакать или кричать от радости, — наверное, и то и другое, но этот день стал уроком для всего мира. Обама вступит в должность в январе и, повторимся, сразу столкнется с массовыми несбыточными ожиданиями и большим количеством серьезных проблем. Самые главные среди них — это войны в Ираке и Афганистане, разрушенная система здравоохранения, растущие расходы федерального бюджета, а также расточительный режим энергопотребления в Америке. Обама в последние дни ясно дал понять, что основной вызов сегодняшнего дня — это восстановление экономики и банковской системы. Но все это следует отложить на завтра. А сегодня — день праздника, день счастья и человеческого триумфа. Наслаждайтесь этими словами: президент Барак Обама, надежда Америки...»


Присоединяюсь к этим словам. Что касается перспектив отношений между новой администрацией США и Беларусью, то этому была посвящена исчерпывающая статья во вчерашнем номере «СБ», которая озаглавлена «Задание на послезавтра»... Время все покажет...

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter