Как возродить прежний авторитет и престиж учителей

Большая перемена

Прошедший по стране День знаний традиционно обратил взоры общества к нашим учителям. Несколькими днями ранее министр образования сообщил, что дефицита кадров в этой сфере практически нет, все школы полностью укомплектованы педагогами. В условиях нестабильности на рынке труда подобное дорогого стоит. Однако остается открытой вторая сторона вопроса — возрождение прежнего авторитета и престижа учителей. Своими мыслями по этому поводу делятся наши эксперты.



Научить учиться


Татьяна Квятинская, учитель русского языка и литературы ГУО “Гимназия № 10 г. Минска”

Я работаю в гимназии, где учатся высокомотивированные дети. Но, к огромному сожалению, профессию педагога они выбирают редко. А среди них есть те, кто способен не только впитывать знания, но и передавать их остальным. И в этом огромная разница — учиться и учить! Именно эти способности определяют профессию учителя. Кроме того, это и личностные качества: умение сопереживать, понимать детей и их родителей, воспринимать чужие проблемы как свои и помогать решать их.

Как поднять престиж учителя, привлечь в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? В последнее время этот вопрос поднимается очень часто, и это меня радует. Так как главное в решении проблемы — осознать, что она есть. Я  уверена, что совместными усилиями мы способны изменить ситуацию. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной. Проведение конкурсов педагогического мастерства показывает, что среди педагогов много талантливых и интересных людей. Я сама являлась участницей такого конкурса, который позволил мне не только продемонстрировать свой опыт, но и многое почерпнуть из опыта моих коллег. Немаловажно в формировании положительного образа педагога и внимание СМИ.

Если ребенку комфортно в школе, если он ходит туда с удовольствием и имеет возможность реализовать себя, в семье также царят мир и радость.

А счастливая семья — это залог успешного государства. Если же коснуться удовлетворения материальных потребностей, то здесь не все хорошо, чем и объясняется незначительное количество мужчин в педагогической  профессии.  Это недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью. А если учесть, что и в семье мужчины часто отстраняются от воспитания своих детей, предоставляя эту обязанность жене, так и получается, что наши дети получают “женское воспитание”.

Не скажу, что это плохо, но твердое мужское слово нашим детям не помешало бы. Поэтому в данном направлении есть над чем работать.

В последнее время часто слышу определение “современный учитель”. Какой он? Да, учитель должен идти в ногу со временем. В школах и гимназиях появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Поэтому  и учитель, который окончил университет  20 и более лет назад, должен иметь возможность овладеть современными технологиями. Хорошо, когда, как у нас в гимназии, у каждого есть персональный компьютер, на каждой кафедре интерактивные доски. Педагоги информатики проводят обучающие семинары и мастер-классы. Но я знаю, что не каждая школа может похвастаться этим. В результате дети владеют современными технологиями лучше учителей, авторитет педагога падает. Современный  учитель — тот, кто всегда впереди.

Когда я, будучи студенткой, пришла на практику, директор долго со мной общалась, говорила о том, каким должен быть урок, какие методы использовать. А в заключение добавила: “Помните еще о том, что учитель должен выглядеть безупречно. И даже если вы заболели и вам пришлось на уроке достать носовой платок, это должен быть такой носовой платок, чтобы дети ахнули”. Тогда я рассмеялась, думая, что это шутка. Но очень скоро поняла, как она была права. Безупречность во всем: в мыслях, словах, поступках и во внешнем облике. Сложно? Очень. Вот и боятся выпускники такой ответственности. А если кто-то и готов, то родители отговорят.

Но я рада, что все-таки есть дети, которые не боятся трудностей и выбирают профессию педагога. Вспоминаю свою выпускницу, которая была как раз из тех, кто способен учиться и учить. Творческая, талантливая, безупречная. Мечтала стать учителем. Но ее мама решила, что дочь получила золотую медаль не для того, чтобы выбирать педобразование. И девочка отучилась в престижном (по мнению мамы и общества) вузе. Отработала два года, а затем пришла ко мне и с горящими от счастья глазами сказала, что теперь она независима и может получить педагогическое образование. Именно такие учителя нужны нам, на таких держится школа. Рада за нее, потому что сама когда-то выбрала этот путь. И никогда не пожалела. А чье-то мнение о престижности профессии меня мало интересует, если каждый день я иду на работу с радостью. Потому что знаю: меня ждут любопытные глазки моих учеников и творческий коллектив педагогов. И для меня профессия педагога самая престижная.

Престиж на десять баллов


Жанна Мишур, член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам

Что такое авторитет? Это общепризнанное влияние и значение определенного лица для какой-либо группы. Причем основанное на его знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, достижениях и жизненном опыте. С авторитетом учителя напрямую связан и его престиж. Ведь быть учителем — это призвание, случайный человек настоящим учителем стать попросту не может.

Для того, чтобы поднять престиж учителя, необходимо как минимум повысить планку поступления в педагогические вузы. Проходной балл сюда должен быть весьма высоким. Чтобы раз и навсегда искоренить бытующий сегодня среди абитуриентов принцип: если не удастся поступить туда, куда собираюсь, пойду в педагоги. Это совершенно недопустимо. Педагог должен быть человеком развитым, причем всесторонне. Особенно в нынешний век высоких технологий.

Он не должен просто “идти на урок” — он должен идти делиться знаниями.

На практике же мы зачастую имеем совершенно другое. Мне как педагогу с 25-летним стажем крайне неприятно и обидно, когда приходит в школу молодой учитель сразу после вуза, и первый же его вопрос: “Сколько я буду получать?” А потом начинается торг: классного руководства мне не надо, еще чего-то не надо, а вот другое надо, дайте мне это! Скажем, немало претензий сегодня звучит по поводу жилья. То его нет, то оно далеко, то не того качества, как ожидалось... Но позвольте, у нас существует съемное жилье, есть арендное. Почему мы привыкли все получать бесплатно? Подобный менталитет стоит пересмотреть. Человек сам себе должен создавать условия — и для комфортной жизни, и для эффективной работы. Тем более что государство ни от кого не отворачивается, оно помогает всем. Но оно дает не желаемую “рыбу”, а “удочку”. Дает в руки инструменты, посредством которых каждый может обеспечить свое благосостояние.

И даже когда говорят о низкой зарплате педагогов, эти разговоры зачастую не выдерживают никакой критики. Сегодня можно заработать и в школе! Другое дело что многие хотят прийти и тут же получить все и сразу. Практически на блюдечке с золотой каемочкой. А такого быть не может. Заработную плату надо заработать!

Еще важная деталь. Разве это нормально, что молодой учитель, бывает, становится классным руководителем, но при этом за целый учебный год не находит времени и желания побывать в семьях своих учеников? Если учитель не знает, чем дышат его ученики, какой же авторитет будет иметь такой педагог в их семьях? Не надо бояться и опускаться на уровень детей: учителю не стоит забывать, что он и сам когда-то был учеником. И нынешние знания не возникли сами собой — их дали другие педагоги, дала страна. А у нас иной преподаватель жалеет поставить ребенку десятку (“Да я сам на десятку не знаю!”). Так где же стимул для ученика? Настоящие педагоги как раз стремятся воспитать своих учеников умнее себя. И очень гордятся, если это получается.

Чтобы не быть голословной, поделюсь личным опытом. 15 лет я возглавляла СШ № 30 в Бобруйске. И все эти годы в моей школе отсутствовала текучка кадров, был стабильный педагогический коллектив. Если приходили молодые специалисты, они оставались на постоянную работу.

И это при том, что жильем мы их не обеспечивали. Но была система стимулирования: “подъемные”, материальная помощь, даже маленькие сувенирчики от профкома. В результате появлялось самое главное, чего я добивалась — заинтересованность молодых кадров. Их хорошо принимали, им нравился наш коллектив, и они с удовольствием пополняли его ряды.

И еще один существенный нюанс. Могу с гордостью сказать, что дочь пошла по моим стопам — она тоже преподаватель. Причем выбор ее был не просто осознанным. Она закончила школу с золотой медалью и поступала в педагогический вуз еще тогда, когда медаль не давала права поступить без экзаменов. Так вот, я убеждена: не должен становиться педагогом человек, учившийся в школе на четыре-пять-шесть. Учителем может быть тот, у кого в аттестате не ниже 8 баллов. Как законодатель я предложила бы и такой момент. В педагогические вузы должны идти люди с хорошей внешностью и дикцией. Потому что если у филолога не поставлено произношение всех звуков, это никуда не годится. Словом, предложений много. Но все они не отменяют главного: работать на свой имидж и престиж педагог должен и может лишь сам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter