Школьники Беларуси вместе с аттестатом зрелости теперь получат удостоверения баристов, флористов и парикмахеров

Большая перемена

Какую минеральную воду пожелаете: «Минскую» или «Бонаква»? — интересуется внимательный официант Александр Крайник. Полагаюсь на вкус профессионала и наблюдаю, как тот наливает воду исключительно справа от меня и обязательно правой рукой, а затем аккуратно вытирает горлышко бутылки о полотенчико.

В группе будущих официантов — ребята из разных школ Фрунзенского района Минска, большинство — мальчишки. По итогам учебы они станут официантами III разряда.

Да, хитростей и нюансов у этой профессии хоть отбавляй. Пока тонкости нашему официанту подсказывает его мастер Валентина Янчевская, ведь парень учится в 10‑м классе обычной столичной школы и раз в неделю приезжает в Минский государственный профессионально‑технический колледж монтажных и подъемно‑транспортных работ, на базе которого и осваивает азы выбранного дела. Таких старшеклассников только в этом колледже более 2000. И вместе со школьным аттестатом эти парни и девчонки могут, сдав квалификационный экзамен по приглянувшейся специальности, получить свидетельство, которое позволит устроиться на первую серьезную работу.

Чтобы уроки труда в школьном расписании шли на пользу, для белорусских старшеклассников, которые учатся на базовом уровне, предложили два варианта. Можно постигать азы профессии прямо за партой, а можно на базе колледжей, у которых куда больше возможностей показать все не на словах, а на деле. В итоге второй подход школам приглянулся, и только в Минске в каждом из районов города создан образовательный центр, куда раз в неделю на 6 часов за знаниями по профессии приезжают ученики 10‑11‑х классов. Выбор специальностей здесь впечатляет — от повара и мастера по маникюру до делопроизводителя и оператора ЭВМ. Есть возможность вникнуть в рабочие будни и у девятиклассников, для которых предусмотрен факультатив, рассказывает нам директор колледжа Андрей Готто:

— Во время допрофессиональной подготовки девятиклассники занимаются по два часа в неделю, и каждую четверть они могут знакомиться с новой специальностью. За год набирается четыре. Девочкам больше нравится введение в профессию модельера одежды, воспитателя, продавца, а мальчикам — токарное и электромонтажное дело, слесарно‑ремонтные работы. С прошлого года появились мастер‑классы и для начальной школы, которые проводим в выходные и во время каникул. Малыши занимаются всего час, но за это время мы знакомим их с понятными профессиями. И никаких компьютеров — все делают только руками. Например, знакомясь с работой кондитера, выпекают имбирное печенье, цветовода — ухаживают за растениями, медика — накладывают повязки.

Но вернемся к будущим официантам. В группе — ребята из разных школ Фрунзенского района Минска, причем большинство — мальчишки. Пока одни учатся красиво складывать салфетки, другие показывают, как изящно накрыть скатерть «воздушной подушкой» и заменить ее, не оголяя крышку стола (такой фокус, кстати, если гость пролил на скатерть вино!).

Или такая ситуация: романтический ужин, во время которого парень делает девушке предложение. Тут для официанта важен каждый нюанс: как незаметно налить шампанское, как аккуратно зажечь и погасить свечи... И если в 10‑м классе ребятам предстоит осваивать теорию и тренироваться в учебном кабинете, где предусмотрена даже барная стойка, то в 11‑м эти парни и девчонки отправятся на практику в самые настоящие кафе и рестораны. А по итогам учебы они станут официантами 3‑го разряда.

— Что самое сложное в этой профессии? — спрашиваю у мастера‑официанта.

— Научиться культуре обслуживания. Нужно хорошо разбираться в психологии, ведь люди очень разные, и без умения ладить с каждым профессионалом не станешь.

Такие же сложности в профессии чуть позже опишет нам и мастер Наталья Коваленко, которая обучает парикмахерскому искусству, мол, нужно учиться терпению, ведь клиент сегодня сложный, порой даже капризный. Кстати, именно парикмахерам предстоит выучить больше всего теории — здесь и особенности мужской и женской стрижки, и геометрия, и психология, и химия. Хотя это одна из немногих профессий, где школьникам не присваивают квалификацию — увы, не хватает часов. Но дают справку, с которой на курсах можно стать профессионалом по сокращенной программе.

Парикмахер — одна из немногих профессий, где школьникам не присваивают квалификацию — увы, не хватает часов.

В колледже, куда мы заглянули, старшеклассники могут выбирать из 12 профессий. Если девчонки с удовольствием изучают маникюр и визаж, а также секреты работы парикмахера, то парни охотнее идут осваивать компьютер. Кстати, преподаватели пришли к любопытному наблюдению: в парикмахерском искусстве у мальчиков многое получается, у них нередко отлично развит художественный вкус, а вот с маникюром — никак, поэтому в группе исключительно девочки. Мастер Татьяна Кочергина рассказывает, что непреодолимым испытанием для парней становится обработка кутикул щипчиками — слишком уж кропотливая работа.

Меньше школьников делают ставки на сложные технические специальности, но тот же «слесарь по ремонту автомобилей» популярностью пользуется. Впрочем, как стало ясно в учебном классе, не только у парней. Среди учеников — три девчонки. Аня Солонович увлеченно трудится над заклепкой и признается, что осваивать дело решила с оглядкой на папу — он автослесарь:

— Учиться я планирую на экономиста, но захотела и еще что‑то новое для себя попробовать.

— Мы девушек обычно отговариваем от таких профессий, — присоединяется к разговору директор колледжа, — все‑таки тут нужны мужские руки. Но Аня уверенно хотела учиться, в итоге теперь одна из лучших. Хотя о чем говорить, когда мы с женой вместе на физическом факультете учились, она тоже быстрее меня паяла.

Заведующая отделением Марина Богачева уточняет: список профессий стараются обновлять. Так, с этого года появился «исполнитель художественно‑оформительских работ». На занятии мы как раз застали группу десятиклассников, которые рисовали черной тушью экслибрис — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Насколько это тонкая работа, понимаю, наблюдая, как девчонки старательно переносят на бумагу иллюстрацию к шекспировскому «Сну в летнюю ночь». Где школьникам пригодятся эти навыки, объясняет преподаватель Виктория Грицук:

— Они смогут работать декораторами в паре с фотографами, оформлять витрины в магазинах, а если еще освоят компьютер, возможности расширяются — здесь и дизайн мебели, и создание визиток и открыток...

Преподаватели повторяют: самое главное — практика. Когда ребята пробуют себя на производстве, они понимают, для чего изучают тот или иной момент, у них загораются глаза. Поэтому тех, кто осваивает слесарное дело, отправляют знакомиться с профессией в автобусный парк, поваров — в школьные столовые и столичные кафе, продавцов — в торговые центры, цветоводов — в ботанический сад, а медиков — в НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии.

pasiyak@sb.by

А КАК В РОССИИ?

В России традиционные для советских времен уроки труда заменил предмет «Технология». В конце декабря 2018 года Минпросвещения России утвердило новую концепцию преподавания этого школьного предмета. Согласно ей школьники с пятого по девятый класс познакомятся с промышленным дизайном, 3D-моделированием, нанотехнологиями, робототехникой, биотехнологиями, «умным домом» и «интернетом вещей» и т.д. Для этого в рамках нацпроекта «Образование» будут выделены средства на переоснащение школ, на создание в каждом крупном городе детских технопарков и мобильных передвижных технопарков «Кванториум», где будет все самое современное оборудование, на котором дети смогут заниматься бесплатно.

В старших классах школьники сегодня предмет «Технология» не изучают. Однако в прошлом году был запущен масштабный профориентационный проект «Билет в будущее», на который из бюджета выделяется миллиард рублей. Проект рассчитан на учеников 6-11-х классов и состоит из трех основных блоков. Первый — «Самоопределение». На единой цифровой платформе любой школьник сможет пройти профориентационное тестирование, формируя свое цифровое портфолио.

Второй блок — «Профпроба». В каждом регионе пройдут масштабные фестивали, где школьники смогут пройти через «карусель профессии» в разных индустриях, в разных ролях: в фармацевтике, энергетике, ракетостроении, искусственном интеллекте... И совсем не обязательно, чтобы по итогам «профпробы» ребенок сделал выбор: цель — показать ему весь спектр открытых возможностей, дать «потрогать профессию руками». Каждый школьник — участник фестиваля получает паспорт участника «Билет в будущее», содержащий его уникальный идентификатор-штрихкод. В 2018 году фестивали профессий уже прошли в Томске, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Рязани и Астрахани.

И третий блок: у ребенка должен появиться личный «навигатор». Это может быть школьный учитель или педагог дополнительного образования и даже студент профильного вуза — тьютор, который поможет изучить будущую профессию более подробно.

Подготовила Ксения КОЛЕСНИКОВА. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter