Большая перемена

Новации Минсельхозпрода

Новации Минсельхозпрода


10 миллионов тонн зерна. Более 4 тонн молока на корову. 60 тысяч тонн льноволокна. Свыше миллиона тонн картошки. Около 4 миллионов тонн сахарной свеклы. Тут что ни цифра, то повод для гордости. Щедрый получился у нас по осени стол. Различных видов продовольствия выращено на 11 процентов больше прошлогоднего. За что сельчанам хвала и низкий поклон!


Однако есть и другой ряд цифр и фактов. В отдельных хозяйствах на телят списывают тысячи тонн молока, дабы повысить надои хотя бы на бумаге. Точно так же случается с кормами, урожайностью... И бесхозяйственности хватает. С таким грузом проблем очень трудно двигаться дальше и выполнять куда более амбициозные задачи, которые стоят перед аграриями. Например, 12 — 13 миллионов тонн зерновых. Их в добром сговоре с погодой не возьмешь, нужны высокие технологии. Важно, что в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия об этом знают, думают и... готовят по–своему революционные реформы. Их тезисно вчера очертил министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро.


Зри в корень!


«Белсельхознадзор». Так будет названа новая организация, работники которой войдут в подчинение непосредственно министра и будут вести неусыпный ветеринарный, фитосанитарный и технический надзор в кооперативах и на предприятиях. Нет, не спешите морщиться, мол, еще на пару десятков чиновников станет больше. Все эти структуры давно созданы, только действовали порознь. «Например, в департаменте по хлебопродуктам есть инспекция, призванная контролировать переработку зерна, — для пущей убедительности Семен Шапиро приводит конкретные примеры. — Закончился сезон — у начальника инспекции фактически нет замечаний. Почему? Да потому что ему директор департамента зарплату платит, как же он будет на начальника бочки катить? Убежден: ведомственный контроль нужно уводить из ведомств и напрямую подчинить министру». Точно так же в службы фитосанитарного контроля руководители областей продвигают тех, с кем давно дружат. По мнению Шапиро, это неправильно и так не должно быть. Ласковый и карманный контролер не просто непозволительная роскошь, это еще и опасность замалчивания фактов тех же приписок, нарушений санитарных норм, гибели посевов. Директор департамента «Белсельхознадзора» получит право административного наказания нерадивых руководителей хозяйств и перерабатывающих предприятий.


Ученый? Докажи!


Нынче в стране, кроме сельхозкооперативов, существуют организации, теоретически призванные помогать им добиваться небывалых результатов. Это, например, республиканское объединение «Белсемена». Его задача — выращивать элитные семена на специальных экспериментальных базах и продавать для улучшения сортов, а следовательно, их урожайности, устойчивости к болезням и т.д. «Возьмем экс–базу «Любанскую». Собирают 14 центнеров с гектара «элиты», — возмущается министр. — Это результат? Почему элитные семена не отдать туда, где с ними умеют куда лучше управляться, в «Снов», «Вертелишки», другие СПК с урожайностью зерновых в нынешнем году 70 — 80 центнеров с гектара и выше?»


В общем, во всех объединениях–надстройках грядут глобальные перемены. Их укомплектуют самыми высококвалифицированными технологами, подключат науку и будут на договорных началах с лучшими хозяйствами переносить высокие аграрные технологии с экспериментальных полей в реальные. «Руководитель предприятия заключает договор, допустим, с продуктовой компанией, которая специализируется на выращивании зерновых, — описывает детали Семен Шапиро. — Технологи компании с весны до осени работают в одной связке с крестьянами. Следят за соблюдением всех рекомендаций. По осени, скажем, получают серьезную прибавку к урожаю и дополнительную прибыль в 5 миллиардов рублей. 4 миллиарда остается у крестьян, миллиард — продуктовой компании. И пускай потом дают ученому — автору технологии такую зарплату, чтобы не бежал за границу ради улучшения благополучия своей семьи». Нелестно высказался и в адрес знакомой ему по работе в прошлом птицеводческой отрасли. «Белптицепром», по мнению Семена Шапиро, занимается выращиванием зерна, надоями молока, в промежутке производит массу бумаг — в общем, всем чем угодно, только не технологией увеличения привесов птицы. К слову, союз аграриев и ученых будет сугубо добровольный и договорный. Но без науки добиться достойных результатов и навести порядок на земле невозможно.


Куда возить и кому?


Эту тему навеяли последние события. Как известно, к 32 нашим поставщикам продовольствия в Россию у ветеринарных служб соседнего государства есть претензии. Если до 1 декабря недостатки не будут устранены, фуры с их продукцией останутся в Беларуси. Министр сельского хозяйства и продовольствия полагает, что 20 комбинатов и фабрик сумеют исправить ситуацию. 12 экспорт приостановят. Нуждаются в техперевооружении. «Сегодня 122 предприятия поставляют продукцию в Россию, — размышляет вслух Семен Шапиро. — Это хорошо, дополнительные средства. У нас литр молока стоит 600 рублей, за границей 800. Но надо ли всем стремиться развивать экспорт? На таком крупном рынке, как российский, должны выступать крупные компании, у которых есть раскрученный брэнд, торгово–проводящая сеть. Только они смогут конкурировать с местными производителями и вести согласованную ценовую политику». К воплощению такой модели экспорта Минсельхозпрод намерен стремиться в ближайшее время. Кстати, эти мысли не новы, их давно высказывали директора предприятий. Нередко им приходится конкурировать друг с другом на соседнем рынке, что неминуемо приводит к обвалу цен.


Так в общих чертах выглядят перемены, которые готовит и, надо полагать, будет воплощать в будущем году Минсельхозпрод. Идеи логичные. За дело!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter