Большая перемена

Аттестат зрелости можно получить и в 17, и в 35 лет
Аттестат зрелости можно получить и в 17, и в 35 лет

17.30. У дверей школы толпились ученики. В рваных джинсах, спортивных штанах, коротких юбках. Курили, шумно что–то обсуждали. Я удивилась: в любой школе за такое немедленно бы «построили», и в первую очередь — за неуставную внешность. Но в столичной вечерней школе N 5 порядки иные. Да и ученики, прямо скажем, тоже...

В «вечерке» занимаются 340 ребят, 188 из них — старше 18. К слову, если раньше вечером учились грамоте и арифметике только взрослые люди (в основном заводские, фабричные рабочие, которых жизнь заставила бросить учебу), то нынче «вечерка» помолодела. Из школы взрослых превратилась в школу подростков, чаще «трудных» и «слабых», которым не нашлось места в профильных и лицейских выпускных классах, из неблагополучных семей, им даже справка с места работы не нужна, как раньше.

— Сегодня в «вечерку» принимаем с 10-го класса, — рассказывает директор школы Людмила Карклина. — Одно время набирали с 7–го, «вечерка» превратилась в школу для двоечников. Теперь учебные заведения стали, как и прежде, для рабочей молодежи. Конечно, тех, кто работает в 16 — 17 лет, — единицы. Стараемся им помочь в поиске вакансий, чуть ли не за руку ходим с ними по заводам. В целом 67 процентов наших учащихся трудоустроено.

Например, Саша Шушко, ученик 10-го класса, в 17 лет уже работает слесарем–инструментальщиком на Минском тракторном заводе. С 6 утра до 16 вечера — на работе, из цеха — сразу на занятия.

— Дневная школа — не для меня, — пожимает плечами Саша. — Время только там потеряю. Здесь, конечно, придется на год дольше учиться, но зато я эти три года не просто за партой штаны протирать буду, а еще и деньги зарабатывать!

Работать с такими учениками и сложно, и просто. С одной стороны, уже самостоятельные, прогуляли — сразу письмо начальнику цеха. Да и мастера, например, с Минского автомобильного завода частенько заглядывают в школу, интересуются отметками и посещаемостью своих молодых коллег. С другой стороны, прогулы неизбежны, как в известном фильме: «Ходишь в школу, ходишь, а потом бац! — вторая смена, прощай любимые учителя на целую неделю!»

Особая категория — юные мамаши. Девушка, в 15 — 16 лет собирающаяся стать мамой, вряд ли захочет остаться в обычной школе. Мысли уже не о математике или химии. Часто забирают из детского сада малышей и вместе с ними в школу идут. В каждом классе по три такие школьницы. Мамы учатся, а директор или учителя с колясками под окнами гуляют.

— Пора уже при школе ясли открывать, — смеется Виктория Изюмова. Ей 20 лет, сынишке Илье — год и месяц. В этом году Вика получает аттестат.

А вот взрослых — тех, кому за 25, — в «вечерке» немного. Александр Каракулов, водитель автобусного парка, задумался о получении среднего образования только в 35 лет.

— Вообще, это была идея жены, она в школу первая пришла договариваться, примут ли меня, — говорит Александр. — Я очень сомневался, не смешно ли буду смотреться среди молодежи. Оказалось, я не один такой взрослый. И учиться очень даже интересно. Например, впервые узнал, что такое инфинитив. Думал, это только в институте проходят.

У некоторых здешних учеников дети уже в школу ходят. Может, поэтому в «вечерке» нет дневников: кому в нем расписываться? Жене или сыну?

Так что сидят за одной партой и стар и млад. Один — с бородой, другой — с серьгой в ухе. И вместе готовятся к тестированию. 20 словарных слов пишут с 5 — 8 ошибками. А бывает, что и таблицу умножения не все помнят. Так что главная забота учителей вечерних школ — как повысить общую успеваемость. Только на «семерки–девятки» в «вечерке» учится лишь одна девушка...

— Ученики к нам приходят с очень слабой подготовкой, — сетует Людмила Карклина. — В начале года даем контрольную работу по математике и языкам. Результат: 75 процентов — «единицы» и «двойки». Но требования–то, образовательные стандарты в «вечерке» такие же, как и в обычной школе. И нам за два–три года нужно пройти не только программу старшей школы, но и базовой, потому что они половину знаний не усвоили либо уже успели забыть. Проводим психологический мониторинг на уровень обучаемости каждого ученика. Скажем, если у человека общие способности низкие — ответил лишь на 14 процентов заданий теста, «тройка» для него — потолок, будем хвалить его даже за «тройку». А если видим, что способен лучше учиться, то и спрос выше. К окончанию школы низкие оценки в аттестате имеют лишь 15 процентов учащихся. Из 125 выпускников в прошлом году 18 поступили в вузы, причем 4 — на бюджетное отделение.

Желающих учиться по вечерам с годами не становится меньше. Ведь мысль о том, что тебе нужно образование, приходит иногда с таким опозданием...

Комментарий

Главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Александр Шестопалов:

— Планируем, что в скором времени вечерние школы, как и дневные, перейдут на профильное обучение. Скорее всего, это будет технологический уклон (трудовое обучение). Но, возможно, появятся и математические, филологические классы. Сейчас многие вечерние школы, помимо общего среднего образования, дают ребятам профессию секретаря–машинистки, водителя, слесаря, плотника.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter