Большая перемена

Почти 5,3 трлн. рублей будет стоить развитие образования на селе
Почти 5,3 трлн. рублей будет стоить развитие образования на селе

Возрождение села, на мой взгляд, начинается не только с высоких урожаев, надоев, привесов, асфальтированных дорог и компьютеризированных ферм. Но и с обычной деревенской школы. Их сегодня в стране около 3 тысяч — в два раза больше, чем в городах! А учится там лишь четверть всех школьников — почти 320 тысяч. И судьба деревни целиком и полностью связана с судьбой этих ребят: от того, какое они получат образование и найдут ли применение своим знаниям, оставшись в деревне.

Сельская школа отдалена от городов, центров, театров, больших библиотек. Понятно, что качество образования зависит не от места расположения школы, а от учителя. Но что греха таить: молодые стараются трудоустроиться в крупную школу. В деревню же чаще попадают не по призванию, а... по распределению. Что здесь может удержать? Особенно учителей информатики и иностранных языков, которые (отчасти справедливо) считают, что в городе шансов на самореализацию у них не в пример больше.

А у сельских педагогов учебная нагрузка порой минимальная. Плюс постоянная неуверенность в том, что работа будет и завтра, и послезавтра. Ведь каждый год за парты садится на 50 тысяч меньше ребят. А в большинстве сельских школ и без того менее 100 учеников. Поэтому общая для страны демографическая проблема в деревне проявляется особенно рельефно. В этом году закрыли 90 сельских учебных заведений, а 30 — поменяли статус, превратившись из средних — в базовые.

Материальная обеспеченность учебного процесса на селе по–прежнему значительно ниже, чем в городе. Хотя социальные стандарты в сфере образования в некоторых сельских районах даже перевыполняются. Как так получается? Например, один из стандартов — обеспеченность учебной площадью. На селе раньше строились школы с размахом, двухэтажные, на большое количество классов, примерно на 300 учеников. А сейчас там занимаются 60 — 70 человек. При этом расходы на сельского школьника в 3 раза больше, чем на городского. Около 3 млн. рублей. И тоже понятно почему. Надо же как–то содержать эту махину двухэтажную, отапливать ее, отчислять огромные деньги на коммунальные расходы. Все это приводит к тому, что содержание сельской школы невыгодно. Но закрыть ее — значит похоронить деревню. Поэтому закрывают только те учебные заведения, где занимаются всего 15 — 20 учеников. Во–первых, самим детям неинтересно учиться — профильные классы не создашь. Да и учителю тяжеловато изо дня в день работать в классе, который, случается, состоит всего из одного ученика.

Еще один показатель — компьютерная обеспеченность. Довольно интересные расчеты: либо 1 компьютер на 30 учеников, либо один компьютерный класс. В школе может заниматься 500 человек, и там будет один компьютерный класс, или 60 школьников — и там будет 2 обыкновенных компьютера. Какая лучше обеспечена? При этом стандарты хоть и выполняются в каждой деревенской школе, но на 40 процентов за счет старых «Корветов» и «Немиг». Сегодня не хватает почти 400 современных компьютерных классов. Но это не самый основной показатель. Гораздо важнее лабораторное оборудование для химии, физики, которого в некоторых школах вообще нет. Может, поэтому в деревню не хотят ехать именно учителя физики и информатики? Им просто не с чем работать.

Это не множество проблем, а всего лишь одна — проблема малокомплектной школы. С экономической точки зрения ее целесообразнее закрыть, а на освободившиеся средства купить современные компьютеры, лаборатории, мультипроектор и видеокамеру для соседней школы. И автобус для детей. Да, ездить на уроки за 5 — 10 км неудобно. Но если важнее качество образования, тогда расстояние — не главное. Даже в городе многие родители выбирают для своих чад не ту школу, что ближе к дому, а более сильную, выпускники которой легко поступают в вузы. И, кстати, реструктуризация в системе образования — процесс хоть и болезненный, но эффективный. В этом году в вузы поступили примерно 28 процентов сельских выпускников, а в прошлом — менее 20.

Впрочем, есть и другая сложность образования на селе.

— Компьютеры у нас современные, есть и телевизор, и музыкальный центр, но вот математику ведет... инженер, — рассказывает завуч по воспитательной работе Чуриловичской СШ Наталья Ермоленко. — Хотя школа наша в 18 км от Минска, но молодые учителя до нас не доезжают. Потому что негде жить. Хоть бы в общежитии комнату дали. Дояркам — пожалуйста, а педагогам — нет. В итоге учителя музыки и английского нашли работу в городе. Снимают там квартиру. А сейчас и социальный педагог собралась уходить. А знаете, как сегодня сложно найти хорошего социального педагога или школьного психолога? При том, что дети с каждым годом — все труднее... Хотелось бы, чтобы домики на селе строили не только для специалистов сельского хозяйства.

— Все учреждения образования в основном обеспечены специалистами, — говорит заместитель министра образования Борис Иванов. — Но в вопросе социальной защиты молодых специалистов пока не дорабатываем. 80 процентов выпускников проживают на частных квартирах, в неблагоустроенных общежитиях или с родителями. Выступали с ходатайством, чтобы, по крайней мере, из пяти домиков, которые ежегодно строятся для жителей и специалистов агросектора, один был предназначен для учителей. Но нельзя говорить, что только такой подход позволит решить проблему. Рассматриваем также возможность льготного кредитования строительства жилья в ряде областей.

Всего же по программе возрождения села на модернизацию сельского образования до 2010 года будет выделено 727 миллиардов рублей из республиканского бюджета и 4.552 миллиарда рублей из бюджетов местных.

— И эти огромные деньги уже сегодня распланированы по конкретным направлениям, — говорит заместитель министра образования Казимир Фарино. — Во–первых, развитие дошкольного образования. Детские сады в сельской местности посещают лишь 50,5 процента детей. А до конца 2010 года планируется охватить 85 процентов дошколят. В этом году, например, открыли в деревнях 80 детских садов–школ (всего их уже в сельской местности — 726), что компенсирует сокращение начальных и базовых школ. Второй пункт программы — профильное обучение в 80 процентах 11 — 12–х классов. За 5 лет планируется открыть 46 гимназий на селе и 10 лицеев (сегодня работает только 3 гимназии и 1 лицей). В каждой деревенской школе будет компьютер, не исключено — и Интернет. Хотя, конечно, основную часть средств поглотит ремонт: еще не во всех школах есть центральное отопление и водопровод, а в половине зданий — деревянные перекрытия. И третье направление — профессиональное образование. Чтобы после окончания школы ребята не стремились уехать в город, в течение 5 лет планируется открыть 47 профессионально–технических училищ, которые будут готовить кадры для агропромышленного комплекса. А в 73–х ПТУ, которые уже сегодня учат агрономов, на сеялки, комбайны, тракторы будет затрачено более 16 миллиардов рублей. Иными словами, через 5 лет качество образования на селе будет максимально приближено к городскому уровню.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter