Как организовывает учебный процесс школа, где около двух десятков классов в параллели

Большая параллель

В каком классе вы учились в школе? «А», «Б» или «В»? А как насчет 5 «П» или 9 «М»? В густонаселенных районах–новостройках Минска такой нумерацией школьников не удивишь, ведь в одной параллели здесь могут быть по 20 классов! И в каждом — по 30 мальчишек и девчонок. Только представьте: около 500 первоклашек! Это больше, чем общее число учеников во многих школах и гимназиях. Но как таким, казалось бы, перегруженным учебным заведениям удается организовать работу с огромным потоком учеников? Разузнать секреты образовательного менеджмента корреспонденты «СБ» отправились в одну из самых больших столичных школ № 56 в микрорайоне Каменная Горка.
Юрий Круглик

8.00 — звонок на урок для первой смены. Эта густонаселенная школа на улице Каменногорской открылась лишь в марте 2015 года и с тех пор не меняла режима работы. Первая смена для 2–х, 5–х и 9 — 11–х классов здесь традиционно стартует в 8 утра, для остальных вторая — в 14.00. В свое время это новое учебное заведение стало настоящим спасением для столичной окраины, где один за другим вырастали столбики многоэтажек, квартиры в которых все чаще получали многодетные семьи. Близлежащие школы просто не справлялись... Нынче факты налицо: сегодня в СШ № 56 получают знания 2.772 ученика, причем почти половина из них — в начальных классах. Проще говоря, здесь есть 2 «Т» и 3 «С». Как найти место для каждого ученика? Директор Юрий Круглик рассказывает:

— В классах у нас по 27 — 30 человек, но есть и те, где 32. В этом случае мы решили пойти навстречу родителям, которые просили отправить ребенка к конкретному педагогу.

Здесь, к слову, возникает первый вопрос: как так получилось, что в столь загруженной школе нет классных руководителей, которые ведут сразу несколько классов? Как удалось решить кадровую проблему?

— Не секрет, что учителей начальных классов в Минске до сих пор не хватает. Поэтому мы решили привлекать их из регионов. Как заинтересовать педагога из другого населенного пункта? Предоставить жилье. Здесь надо сказать спасибо нашим производственным организациям, потому что на балансе школы и управления образования общежития нет. А вот организации к этому вопросу отнеслись с пониманием и койко–места для наших учителей начальных классов предоставляли. В прошлом году распределили специалистов из Лоевского педколледжа, в этом — из Волковыска. Приезжают и более опытные учителя, даже с высшими категориями. Есть случаи, когда парами родственники на работу устраиваются, например, невестка и свекровь.

Дениса Товпеко первоклашки всегда находят в толпе

Второй способ решить кадровый вопрос — переподготовка. Что это значит? Тех педагогов, у которых очень маленькая нагрузка, школа совместно с управлением образования отправляет переучиться на учителя начальных классов.

8.30 — начинаются занятия у первоклашек. В этом году здесь были готовы набрать 20 первых классов. В итоге получилось лишь 14 — от 1 «А» до 1 «О». В одном из них лишь 17 детей, но это гордость школы, ведь он здесь первый белорусскоязычный... Не путаются ли первоклашки в такой толпе сверстников? Терялись и ученики, и учителя, шутит директор. Конечно, большую часть времени учитель начальных классов четко контролирует своих подопечных. Хотя бывали и комичные случаи, вспоминают в школе. Однажды вдруг обнаружили нарисованную полоску вдоль стены по дороге к гардеробу. Подняли видеоархив — оказалось, что один из второклашек шел и рисовал по стенке. А когда спросили зачем, малыш честно признался: «Такая большая школа, я боялся, что заблужусь, поэтому рисовал линию, чтобы вернуться по ней назад». Не будешь же ругать за такую предусмотрительность. Малыша отпустили, стенку закрасили.

Найти всем место для физкультуры — непростая задачка. Пока одни классы в спортзале...

Заглядываем на урок в один из первых классов, руководит которым Денис Товпеко. С этим парнем нам довелось познакомиться еще весной, на распределении в БГПУ имени М.Танка. Со школой он тогда еще не определился, и этот шанс не упустила заместитель директора СШ № 56, где нуждались в десятке таких специалистов. Парень был не против, ведь работа — через дорогу от дома.

— Каково это, быть учителем начальных классов? — спрашиваем у теперь уже серьезного педагога Дениса Дмитриевича.

Он улыбается:

— Весело. Я из толпы выделяюсь, у меня никто из детей не теряется. Малыши видят, что не платье, а пиджак. Так что за две недели я никого не потерял. Ребята, все меня находят?

...другие на улице...

— Да–а! — подтверждают малыши, которые, путаясь в одежках, переодеваются для урока физкультуры. А Денис добавляет:

— Самое сложное — пережить слезы. Малыши плачут, еще не все привыкли к школе.

— Нет опасений, что в ближайшие годы дети в микрорайоне подрастут и уже не будет такого спроса на учителей начальных классов? — интересуемся у директора.

— Мы просчитали примерную наполняемость школы до 2035 года. И пришли к выводу, что даже через 20 лет будем учить примерно 1.600 детей. Школа, напомню, на 1.020 мест. В следующем году, по нашим прогнозам, снова наберем более десяти первых классов, а общее число учеников будет около 3.000.

...а третьи в бассейне

Чтобы всех накормить, в столовой оборудовали 90 дополнительных мест
9.40 — вторая переменка. Самое время подкрепиться очередной партии школяров. Столовая изначально была рассчитана на 360 мест, но этого оказалось недостаточно. Пришлось докупать мебель и немного сузить проходы между столами, и сейчас одновременно здесь выпить какао и откушать творожной запеканки могут 450 детей.

— Как удается избежать хаоса на переменке при таком количестве малышей? — спрашиваем у директора.

— Для нас принципиальна дисциплина, поэтому порой приходится даже жестко за нее спрашивать. Важно, чтобы классный руководитель объяснял малышам, как нужно себя вести. Обязателен и график дежурств педагогов.

10.00 — по расписанию третий урок. Отправляемся на физкультуру. В спортивном зале занятия идут сразу у четырех младших классов. И зал здесь, к слову, не один, обращает наше внимание Юрий Круглик:

— Проект школы предусматривает большой спортивный зал и малый спортзал (игровой и гимнастический). Кроме этого, есть бассейн, где занимается часть детей. Не скрою, что некоторые помещения мы приспосабливали для занятий физкультурой. Например, зал сухого плавания и зал хореографии для маленьких детей. А если за окном хорошая погода, стараемся максимально использовать стадион, где есть и футбольное поле, и площадки для волейбола и баскетбола.

Кстати, еще одна особенность огромной школы — восемь интегрированных и специальных классов. Дети в них разные: у кого–то тяжелое нарушение речи, у кого–то — функций опорно–двигательного аппарата. В этом году пришли на занятия и школьники с аутизмом. Поэтому, говорят специалисты, радует, что проектом была предусмотрена безбарьерная среда: пандусы, душевые и туалеты для инвалидов, специальный подъемник в бассейне...

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter