Большая игра

Россия не хочет быть сырьевым придатком Китая - да у нее и не получается...

Россия не хочет быть сырьевым придатком Китая - да у нее и не получается. Не желающая зависеть от одного поставщика КНР в 2010 году из России получила только 6% импортной нефти, остальное - из Саудовской Аравии, Анголы, Ирана, Омана и других стран. Понимая это, во время завершившегося вчера визита в Пекин премьер-министр Владимир Путин сказал: "Я не считаю, что сфера газового взаимодействия для нас является ключевой. У нас разностороннее сотрудничество, и оно все больше и больше диверсифицируется. Я думаю, что приоритетом для нас, конечно, должно быть сотрудничество в высокотехнологичных сферах - не только традиционных, не только в машиностроении, но и в авиации, авиастроении". Среди перспективных для двустороннего сотрудничества названы нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и медицина.


В поездке в Пекин Путина сопровождала делегация из 160 бизнесменов - с такой свитой и президент далеко не всегда ездит. Результат - впечатляющий пакет из девяти соглашений, стоимость которых оценивается приблизительно в 7 млрд. долларов США. Самые крупные - обязательство Китая инвестировать 1,5 млрд. долларов в строительство алюминиевого комбината в Тайшете и вложить 1 млрд. долларов в совместный инвестиционный фонд.


Соглашение о создании Российско-китайского государственного инвестиционного фонда с объемом финансирования 4 млрд. долларов - пожалуй, одно из самых интересных. Его соучредителями являются Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, на 100% принадлежит Внешэкономбанку) и Китайская инвестиционная корпорация (под ее управлением - активы в 410 млрд. долларов). Речь идет именно о прямых инвестициях, а не о связанных или других кредитах - это принципиально.


Скорость, с которой удалось согласовать все вопросы, касающиеся создания фонда, просто поразительна для двух стран, знаменитых своей бюрократией: идея о создании финансовой структуры с прямыми китайскими инвестициями впервые прозвучала на организованной РФПИ встрече с инвесторами 18 мая, на которой присутствовал и Владимир Путин. Пока четкого списка проектов, в которые будет вкладываться фонд, еще нет, чаще других говорят о развитии фармацевтики и совместном освоении космоса. Известно и главное оговоренное условие: не менее 70% всех средств пойдут в проекты на территории России и (внимание!) стран СНГ. А это значит, что с учетом тех деловых отношений, которые есть у Беларуси с Россией и Китаем, этот фонд может стать нечужим и для нашей экономики. Правда, для того, чтобы "заманить" эти деньги к себе, придется сильно постараться, потому что пока китайские партнеры проявляют больше интереса к освоению месторождений полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке, а также к созданию предприятий в тех же регионах.


То есть так или иначе, но мы снова возвращаемся к сырью - потому что, понятно, без нефти и газа не обошлось. Хотя прорыва, на который надеялись многие, не случилось: стороны, по словам Владимира Путина, "приблизились к финальной стадии работы по поставкам газового сырья на китайский рынок", но все же не настолько, чтобы подписать соглашение. "Тот, кто продает, хочет продать подороже, тот, кто покупает, хочет купить подешевле", - так российский премьер-министр объяснил суть разногласий, подчеркнув, что "нам нужно найти компромисс, который будет удовлетворять обе стороны". В подробности не вдавались, но говорили о том, что цена может быть согласована до конца года - так что интрига сохраняется.


Зато в другом сырьевом вопросе интрига исчезла - конфликт по цене за поставки нефти удалось разрешить. С февраля этого года Китай недоплачивал за нефть, поступающую по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан, полагая российскую формулу цены несправедливой. Россияне выставили счет на 370 млн. долларов, китайцы заплатили на 25,6 млн. меньше. Все это время шли непростые переговоры, но еще накануне визита китайцы недоплачивали по 3 доллара за баррель. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что этот вопрос окончательно урегулирован. Договоренность будет оформлена на корпоративном уровне - добавил российский вице-премьер Игорь Сечин.


И хотя визит Владимира Путина был подчеркнуто премьерским, официально затрагивающим исключительно экономические вопросы, политику не обошли. Хотя бы потому, что такое количество подписанных соглашений и их сумма - это уже вопрос политики. Россия хотела бы выстроить свои отношения с Китаем таким образом, чтобы они могли стать неким контрбалансом США как единственной на сегодняшний день супердержаве. Пекину такая идея тоже вполне по вкусу, по плечу и по интересам. А вот Соединенным Штатам слишком тесная дружба Москвы и Пекина вряд ли придется по нраву. Что, собственно, и требовалось доказать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter