Большая дорога всегда начинается с первого шага

Пятьдесят пять процентов товарной продукции, производимой нынче на Ошмянщине, составляют изделия местного мясокомбината

Сначала несколько цифр. Пятьдесят пять процентов товарной продукции, производимой нынче на Ошмянщине, составляют изделия местного мясокомбината. По итогам прошлой пятилетки объемы товарной продукции выросли здесь более чем в три с половиной раза, товаров народного потребления — в 3,4 раза. Вот уже несколько последних лет коллектив прочно закрепился в числе пятнадцати лучших среди шестисот субъектов хозяйствования, занимающихся переработкой мяса в стране. К чести руководителей предприятия, достижениями не бахвалятся, рассуждают здравомысляще.

— Столь заметное увеличение продаж продукции нашего предприятия, — рассказывает главный специалист по управлению качеством Виктор Чернуха, — во многом обусловлено ростом покупательского спроса на рынке. Говоря общедоступным языком, люди стали больше получать и, естественно, тратить. Не секрет, что белорусы пока потребляют мяса в расчете на душу населения меньше, чем, скажем, западноевропейцы. Не намного, но меньше. Следовательно, потенциал для роста есть. И, к примеру, рынок колбасных изделий растет благодаря именно этому фактору. Причем с каждым годом все очевиднее его смещение в сторону более дорогих видов продукции. 

Маркетинговая служба предприятия четко отслеживает все изменения потребительского спроса, не упуская даже, казалось бы, незначительной мелочи — такой, как, например, упаковка, этикетка, реклама нового изделия. Особое внимание к клиентам – торговым точкам, которых у предприятия почти полтысячи. Работают со всеми, кто готов поставлять продукцию комбината потребителям. Любое пожелание клиента по количеству, ассортименту изделий, их доставке исполняется без всяких проволочек. 

Но даже этих усилий, судя по прогнозам, через два-три года уже будет недостаточно, чтобы успешно продвигать свои товары на внутреннем рынке, который уже сейчас жестко разделен и с каждым днем все более наполняется. Та же Западная Европа в плане экспорта тоже не представляет особого интереса. Конечно, можно продавать и туда, но только, как это делают польские коллеги ошмянских мясопереработчиков, с которыми они поддерживают связи, крупнокусковое сырье или те части «разделки», которые клиенты заказывают. Правда, такая продажа бывает иногда, что называется, себе в убыток. 

Ошмянцы пошли по другому пути, отдав предпочтение хотя и не менее привередливому, но отечественному потребителю. Путь, надо признать, отнюдь не легче, и руководство комбината дает себе полный отчет в этом, ясно представляя, что привлечь покупателя можно не столько разнообразием своих изделий, сколько прежде всего их качеством. А последнее зависит от качества первичного сырья и оборудования, на котором оно перерабатывается. Поставщики, которые, кстати, только за прошлый год сдали на переработку скота на тридцать процентов больше предыдущего, — свои, проверенные. Что касается новых технологий, то и здесь ошмянские мясопереработчики стараются не отставать. За три минувших года в техническое перевооружение и модернизацию производственных процессов на комбинате вложено семь миллиардов семьсот миллионов рублей. Само собой разумеется, такие деньги в своем кармане найти было невозможно, пришлось брать кредиты. Но риск, судя по всему, оправдал себя. 

— Пик платежей, — рассказывает главный экономист Александр Кавецкий, — уже пройден. Через три года полностью рассчитаемся с долгами, но при этом уже сегодня имеем производство, способное на равных конкурировать с лучшими предприятиями отрасли. 

Заместитель директора по идеологической работе Сергей Жилик поведал один любопытный факт: когда ветеранов предприятия водят с экскурсиями по его цехам, бывшие работники очень часто от увиденного не в силах сдерживать слез радости. Собственно, такая реакция вполне закономерна и объяснима: многое там за короткое время изменилось до неузнаваемости. 

Думаю, особо нужно подчеркнуть и тот немаловажный факт, что руководство предприятия рассматривает обновление технологического оборудования не как разовую акцию, а как постоянный процесс, благодаря которому не только можно удержаться на плаву, но и успешно развиваться. И сегодня деньги в техническое перевооружение вкладываются немалые, правда, теперь ошмянцам вполне хватает собственных средств. 

На реализацию каких программ идут они? Не раскрывая коммерческой тайны предприятия, скажу так: как и на большинстве других аналогичных производств, в Ошмянах сделали ставку на более углубленную переработку мяса и наращивание выпуска полуфабрикатов глубокой заморозки с ценными пищевыми добавками. Директор комбината, член Совета Республики Национального собрания страны Тамара Филиппович уверена, что все резервы для определенного увеличения и расширения рынка сбыта мясопродуктов здесь пока не задействованы. И в ближайшее время коллектив предприятия постарается их использовать и порадует потребителей новыми  мясными деликатесами. 

Хотя, по правде говоря, покупатели и сегодня по достоинству ценят вкусовые качества и питательность продукции ошмянских мясопереработчиков. Подтверждение тому – почти три десятка дипломов, полученных за последние несколько лет на различных республиканских и международных выставках. Последнюю такую награду  директор привезла буквально несколько дней назад из Санкт-Петербурга. Особенно понравились жителям Северной столицы колбасы, сделанные в Ошмянах. Петербуржцы не единственные, кто из широкого ассортимента мясной продукции, представленной в магазинах их города, своим кошельком голосует за ту, которую выпустили в небольшом белорусском городке. И это, как считает Виктор Чернуха, тоже не случайность. Хотя российский аналог той же колбасы стоит и немного дешевле, но ошмянская более натуральная, вкусная и полезная. 

Правда, одно дело потребитель, совершенно другое – рынок, который отрегулирован и поделен почти так же жестко, как и западноевропейский. Пробиться на него даже с качественным товаром весьма трудно, правила игры там диктуют торговые сети, для которых важнее всего прибыль. Тем не менее ошмянские мясопереработчики не опускают руки. И кое в чем преуспели. С прошлого года их продукция (пока, правда, в небольших объемах) продается в Смоленской области в магазинах торгового дома «Гродненский», заключено несколько договоров на реализацию ошмянских колбас и полуфабрикатов с местными предпринимателями. Прорабатываются варианты взаимовыгодного сотрудничества с некоторыми другими российскими регионами. Директор уверена: это очень перспективное и многообещающее направление в конце концов удастся раскрутить на полную мощность. Ведь большая дорога всегда начинается с первого шага. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter