БОЛОТНЫЙ РЕНЕССАНС

У осушенных белорусских болот и бывших торфоразработок есть шанс вернуться в первозданное состояниеВ прошлом веке Беларусь в прямом смысле выбиралась из болота — республика стремительно отвоевывала у матушки-природы хлипкие гектары, чтобы превратить их в щедрую ниву, добывать торф. Увы, по большей части надежды на гигантские урожаи не оправдались: плодородный слой быстро "выветрился", спустя десять-пятнадцать лет осушенные земли деградировали и превратились в полигоны для сорняков. Благо "каток" мелиорации не успел пройтись по всем белорусским болотам, и уцелевшие сейчас гордо именуются "легкими Европы". В большинстве же стран самой Европы успели расправиться с болотами раз и навсегда. И если пару сотен лет назад материк охватывал широкий пояс топких угодий, то сегодня низинные и верховые болота — своеобразная природоохранная "визитная карточка" нашей страны. Причем по низинным болотам "контрольный пакет" принадлежит именно Беларуси. Отчасти такие биотопы сохранились на территории Польши. Особого почтения заслуживают и наши верховые болота.

Обратный ход
Время вспять не повернуть, а вот возвратить на круги своя разоренные экосистемы хоть и сложно, но можно. И процесс этот уже начался — ведется повторное заболачивание отдельных осушенных участков. Лучшей участи для тех же выработанных торфяных месторождений не придумаешь, это самый оптимальный и эффективный вариант оживления бросовых земель. К тому же самый верный способ спасения их от пожаров. Да и особо мудрствовать здесь не надо. На прорытых каналах, по которым когда-то от-текала вода, строятся подпорные плотины. В отдельных случаях предусматривается механизм регулирования уровня воды.
— В результате местами возникают озера, местами — мелководья, которые очень быстро зарастают водной растительностью, — пояснил сотрудник по природоохранным вопросам общественной организации “Ахова птушак Бацькаўшчыны” (АПБ) Сергей Зуенок. — Буквально в первые же годы там появляются водоплавающие птицы, заводится рыба, и безжизненные пустоши превращаются в места, изобилующие и животными, и растениями.
Спасем Ельню вместе!
В конце августа нынешнего года в республиканском гидрологическом заказнике “Ельня” его администрация и общественная организация “Ахова птушак Бацькаўшчыны” организовали волонтерский лагерь. Цель все та же — помочь уникальному биотопу возродиться. Прорытые здесь ранее отводные каналы весьма существенно повлияли на снижение уровня грунтовых вод.
Этот крупнейший озерно-болотный комплекс, включающий как верховые, так и переходные болота, расположен в Витебской области на территории Глубокского, Миорского и Шарковщинского районов. Здесь находится много больших и малых озер. Есть несколько минеральных островов, покрытых лесом. В свое время самое большое в Беларуси верховое болото Ельня было сурово осушено — не ради добычи торфа, а чтобы использовать в народном хозяйстве прилегающие к нему земли. По словам директора заказника Петра Боголея, некоторые отводные каналы были вырыты еще в довоенное время и сегодня требуют повышенного внимания и реорганизации.
Вода на... холме
— Вообще же, и это может показаться парадоксальным, верховые болота представляют собой холм, Ельня — характерный пример, — сказал Сергей Зуенок. — Этакий огромный купол размером 15 на 30 километров. Разница по высоте между центральной частью и периферией составляет порядка семи метров, а местами и больше. На таком вот гигантском холме и расположено болото с озерами. Причем вся эта мощная система подпитывается исключительно за счет атмосферных осадков — нет ни родников, ни приходящих рек. Чтобы угробить такое болото, достаточно прорыть десяток-другой каналов, которые будут расходиться лучами от центральной части к периферии. И по этим каналам вода очень быстро оттянется с болота,  начнется его деградация. В свое время подобное произошло не только с Ельней, но и со многими другими верховиками.
Помимо того что Ельня является республиканским гидрологическим заказником, на международном уровне она признана территорией, важной для сохранения целого ряда видов птиц. Здесь отмечена крупная гнездящаяся популяция серого журавля и тетерева. Во время миграции на Ельне делают “передышку” тысячи журавлей и гусей, в числе которых и большое количество гуся-пискульки — вида, которому угрожает глобальное исчезновение. Естественно, играть роль “перевалочной базы” это водно-болотное угодье  может только при нормальном гидрологическом режиме.
Горячее лето 2002-го
Впервые подсобить Ельне представителям АПБ удалось в 2002 году. Нашли деньги, привлекли работников местной ПМК. В июне—июле были построены плотины на 19 каналах в периферийной части болота — там, куда могла добраться техника. Так совпало, что лето 2002-го выдалось очень засушливым, тогда горели торфяники практически по всей Беларуси. В Ельне возгорания начались в конце августа. Благодаря возведенным плотинам в некоторых периферийных местах вода успела подняться почти на метр, но центральную часть это не спасло. “Пожарами было охвачено 70 процентов болота, на больших территориях выгорело практически все живое”, — напомнил Петр Боголей. После такого разгула огненной стихии растительный покров восстанавливается очень медленно.
— Зато там, где вода успела подняться, ущерб от пожара оказался минимальным, — подчеркнул Сергей Зуенок. — Этот проект, хоть и был достаточно кустарным, в 2002 году вошел в сотню лучших мировых проектов, направленных на сохранение водно-болотных угодий. К сожалению, часть плотин по причине своего невежества разрушили местные жители — привычные тропы подтопило, и им стало неудобно ходить за клюквой и грибами. Приходилось “латать” плотины, разъяснять людям, что это им же во благо. Высохнет болото, исчезнет и клюква, обмелеют озера, изведется рыба. Напечатали специальные просветительские календари и листовки, раздавали их местному населению. Это дало определенный эффект. Однако обезвоживающие Ельню каналы надо перекрывать. Во время нынешнего пребывания в волонтерском лагере мы проходили по болоту приличные расстояния, и  естественного, не горевшего участка я практически не увидел. Опасность же новых возгораний довольно высока. Сейчас по болоту местами можно пройти и в обычной обуви, хотя по нормальному верховику далеко не всюду проберешься даже в высоких рыбацких сапогах.
Воды, воды!..
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды поддержало идею проведения волонтерского лагеря и создание на канале каскада водозадерживающих сооружений, которые позволят стабилизировать необходимый уровень грунтовых вод и минимизировать риск возникновения пожаров.
— В ходе обследования болота Ельня в июле 2007 года было отмечено, что северо-западная часть болота крайне пересушена, — сообщил специалист по экологическому образованию АПБ Руслан Шайкин. — Уровень грунтовых вод упал почти до одного метра ниже уровня почвы, торф находится в абсолютно сухом состоянии. Причиной низкого уровня воды в данной части болота является наличие канала, идущего от озера Белое через озера Лебединое и Большое. Вдоль канала на расстоянии до одного километра наблюдается уплотнение торфа и как следствие депрессия поверхности болота до 1,5 метра.  Зона влияния данного канала — более 20 квадратных километров, так как он дренирует и водосбор названных озер. Вследствие этого вся северо-западная часть болота Ельня является практически сухой пустыней, которая уже выгорела однажды и находится в крайне пожароопасном состоянии сейчас. В случае возгорания болота, потушить пожар на такой площади будет практически невозможно.
Ручная работа
Использовать для сооружения плотин специальную технику в этих труднодоступных местах практически невозможно. Поэтому и призвали на помощь волонтеров, вооружив их топорами, лопатами и прочими нехитрыми инструментами. Помимо активистов АПБ за дело взялись и сами представители администрации заказника, и кое-кто из местных жителей — всего 16 человек. За пять дней они соорудили на каналах 14 водозадерживающих плотин. Технология такова: поперек канала горизонтально укладываются бревна. Вдоль этих бревен с внутренней стороны вертикально вбиваются колья. В образовавшуюся “коробку” выкладываются “кирпичики” влажного торфа, они уплотняются, и сверху на них укладывается дерн, чтобы укоренилась растительность. Причем для изготовления плотин не было срублено ни одного живого дерева, заверили сотрудники АПБ. На прилегающих участках находилось большое количество невысоких приземистых сухих сосен, высохших в результате повреждения коры от пожара.
— В идеале отводные каналы не мешало бы засыпать полностью, но это, опять-таки, требует огромных капиталовложений, — отметил Сергей Зуенок. — Впрочем, и наши плотины должны дать неплохой эффект. Важно, что нам удалось продвинуться от периферии к центру болота. Там есть  большое центральное озеро Ельня, рядом — несколько озер поменьше, в том числе озеро Белое. От него отходит канал, пересекающий все болото и подсушивающий его. На этом канале за два дня мы построили шесть плотин, которые распределены равномерно по всей его длине. Получился своеобразный каскад. В полную силу эти плотины заработают через месяца полтора. Но уже и на следующий день было видно, что в подпертой части канала вода начинает собираться, не уходит дальше, накапливается в болоте. Гидротехнические сооружения помогут уменьшить отток воды из болотного комплекса, и таким образом предотвратить деградацию ценного природного болотного массива, в котором отмечено разнообразие редких животных и растений занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.
Кстати, во время проведения лагеря участники смогли увидеть скопу, сокола-дербника, стаю журавлей. Все эти виды занесены в Красную книгу Республики Беларусь. А накануне Петр Боголей наблюдал более двадцати мигрирующих кобчиков. В нашей стране гнездится не более 15 пар этого очень редкого мелкого сокола.
Временные плотины в дальнейшем могут быть заменены, для чего осуществляется поиск финансирования на проектные изыскания и строительство постоянных водоподпорных сооружений. Директор заказника “Ельня” Петр Боголей тщательно изучил гидрологию здешних болот, нашел каналы, которые отводят больше всего воды. Возможно, какие-то средства на строительство плотин удастся получить в рамках реализуемого в Беларуси проекта ГЭФ. Пока же единственный путь — волонтерский. Поскольку сооруженных плотин для подъема грунтовых вод до необходимого уровня недостаточно, АПБ планирует организовать подобный волонтерский лагерь в октябре нынешнего года. “Мы просто обязаны сохранить это уникальное верховое болото!” — заявляют волонтеры.

СПРАВКА “НГ”

Классическое низинное болото представляет собой большое пространство, залитое водой и поросшее безбрежной осокой. Никаких кустарников, только осоковые кочки. Поэтому низинные болота иногда называют осоковыми.
Верховое болото — это сфагновые пустоши, обычно с большим количеством озер и средних, и крупных. Как правило, на них растет чахлый болотный соснячок. Белорусские верховые болота, в частности Ельня, знаменательны еще тем, что представляют собой своеобразные аналоги тундры с типичнейшими представителями ее флоры — морошкой, карликовой березой. Из птиц на таких болотах обитают белая куропатка, золотистая ржанка, на больших озерах гнездятся чернозобая гагара, средний кроншнеп, большой улит. С усыханием болот эти виды исчезают, но если гидрологический режим нормализуется, они появляются снова.
И низинные, и верховые болота зачастую имеют минеральные острова — поросшие лесом возвышенности. Обычно такие острова труднодоступны, поэтому на них весьма разнообразно представлены флора и фауна, включающие редкие виды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter