Почему МТЗ после успешного выпуска трелевочного ТДТ отказался от него

Болотная амфибия

ТДТ СТАЛ единственным гусеничным лесозаготовительным трактором послевоенного времени. Начал его выпускать МТЗ, а продолжили российские заводы. В свое время (50—60-е годы) он не имел аналогов в СССР. С приходом этой техники закончилась эпоха газогенераторных тракторов. Сейчас мощный гусеничный трудно отыскать — списаны. На смену им для заготовки леса пришли мощные энергонасыщенные. 


Григорий САЙКО устранеяет последствия урагана в Червенском районе (2012 год)

ПОТОМОК ТДТ — газогенераторный КТ-12. На МТЗ предложили установить на него дизельный мотор от «Беларуса» мощностью 40 лошадиных сил. В итоге в 1954 году появился опытный ТДТ-40. За это изобретение главный конструктор МТЗ и его заместитель получили авторское свидетельство. 

Однако предстояло еще испытать технику. Без этого, как известно, никакое массовое производство невозможно. Один опытный образец отправили в Бегомльский леспромхоз, два других в Крестецкий Новгородской области. Технику проверяли на прочность две тысячи часов. 

Результаты не могли не радовать. Межведомственная комиссия констатировала: ТДТ очень нужен для Министерства лесной промышленности СССР. С мая 1956 года гусеничный начали делать на заводе, и к концу года выпустили их 3430 штук. Вдобавок ремонтные предприятия переоборудовали 15 000 тракторов КТ-12А в дизельные. Постепенно на заводе осваивали новую модель ТДТ-50. У него двигатель был уже на 10 лошадиных сил мощнее, по габаритам он был меньше и на 350 килограммов легче. 

ТДТ поставляли для Урала, Сибири и Дальнего Востока. Они подвозили лес к пунктам транспортировки, выполняли лесовспомогательные работы на заготовках. Для трелевки хлыстов конструкторы увеличили погрузочный щит, и при движении с грузом удельное давление распределялось более равномерно. 

Но производство не стояло на месте, МТЗ постоянно развивался. В 1957 году планировалось выпустить 25 тысяч тракторов, а в последующие десятилетия заводчане собирались увеличить выпуск до 75 тысяч штук в год. 

Завод тем временем наладил выпуск колесного «МТЗ-2». И технико-экономические расчеты показывали: предприятию гораздо выгоднее специализироваться именно на колесных машинах. На заводе пошли горячие дискуссии. Ситуация не один раз обсуждалась в министерствах и ведомствах. Ведь для переноса производства требовалось много времени и средств. 

В итоге в верхах приняли решение: выпуск ТДТ-40 перенести в Карелию, а новую модель ТДТ-60 — на Алтайский тракторный завод. Так МТЗ на многие десятилетия определил пути своего развития. Впоследствии из «МТЗ-5», «МТЗ-7» выросли «МТЗ-50», -82, и уже в июле 1961 года 200-тысячный «Беларус» сошел с конвейера. А трелевочные тракторы ТДТ-40 и ТДТ-60 остались за рамками производственной программы. 

В 1966-м в Петрозаводске Онежский тракторный завод начал выпуск трелевочных тракторов. Именно белорусский образец ТДТ-40 взяли за основу. Новая модель называлась ТДТ-55. Ее использовали, как и предшественника, на заготовках леса. Последняя машина сошла с конвейера в 2003 году. 

В ТДТ-40 кабина располагалась во всю ширину передней части платформы. У ТДТ-55 — с левой стороны. У трактора всегда была лебедка. Она помогала не только перемещать лес, но и выбираться из непроходимых мест. Главный инженер Минского ГПЛХО Владимир Батян тридцать лет в лесной отрасли. Ему лично приходилось управлять трактором. Говорит, что сегодняшняя технология заготовки леса и та, по которой работал ТДТ-55, — небо и земля. При трелевке дерево сильно портилось, загрязнялось песком, билось о коряги, что выливалось в немалые затраты. Однако на коротких расстояниях гусеничный был достаточно удобен. И мог так застрять в болоте, что только кабина видна, однако отцеплял бревна и выбирался самостоятельно, никакой дополнительной техники не требовалось. 

Вместе с тем заместитель директора ГЛХУ «Слуцкий лесхоз» Александр Жилко замечает, что ТДТ слишком много расходовал солярки — по два литра на кубометр. Впрочем, последний гусеничный ТДТ-55 здесь списали около двадцати лет назад.

ИЗ ДРУГИХ недостатков машины — гусеницы сильно портили грунт. После его работы лесная делянка становилась выжженной землей — покромсанная траками растительность приходила в себя долго. Именно поэтому во многих лесхозах от использования гусеничных машин отказались, хотя еще недавно они работали в Березино, Воложине. 

Некоторые считают, что приятных впечатлений трелевочник оставил мало. По сравнению с современными ломался часто, а удобств минимум. Александр Жилко поясняет, что сейчас в лесу хватает мощности колесных машин: не такой сложный лесосечный фон, минимум болот. 

Григорий Сайко в Воложинском лесхозе более 25 лет. Почти половину — 14 лет — отработал на ТДТ-55. Сейчас он на «МТЗ-82» трелюет лес, но признается, что иногда скучает по своему, родному — так он называет прежний трактор. 

Сначала ему доверили старенький гусеничный ТДТ, два года поработал — и списали. Но за это время успел войти во вкус, изучил все плюсы и минусы работы. Поэтому именно под него лесхоз купил новую аналогичную модель. А четыре года назад технику списали. 

Тракторист сравнивает недостатки и преимущества старого и нового ТДТ. У первого мотор СМД — шумный, как реактивный двигатель. У новой модели — как у трактора «МТЗ-245». Однако последний трактористу пришлось перебрать полностью собственными руками и поменять поршневую систему. После чего мотор, который, кстати, с турбонадувом, стал работать не так шумно. 

О своем гусеничном отзывается так: простой как лопата. Ни кондиционера, ни печки. Однако в последнем Григорий не видел беды. Двигатель — по соседству с кабиной. Зимой мотор нагревался так, что тракторист снимал с себя верхнюю одежду. Летом передвигался с открытой дверкой в кабине, а от перегрева воду в сапоги наливал. 

Была в кабине и музыка. Сайко установил радио. Каждый день в лесу, но последние новости всегда знал. Трактор управлялся рычагами. Иногда за день они так нагревались, что едва в руках мог держать. А вот разгонялся всего до 12 километров, хотя у машины было 6 передач. 

Лес трелевали в Першайском, Вишневском лесничествах. Трактор мог тянуть за раз 10—12 длинных хлыстов. В болоте, бывало, техника становилась на дыбы, затекала вода в кабину. Однако ТДТ никогда не тонул, Григорий успевал сориентироваться и вырулить. 

Впрочем, без курьезов не обходилось. Около 10 лет назад его «родной» перевернулся. Тракторист на скорости тянул большие хлысты — объемов около двух кубометров каждый. Резко повернул в сторону — там оказалась горка, бревна слетели и потащили за собой трактор. Григорию повезло: даже не успел испугаться. Только ногу ушиб. ТДТ-55 поставили на ноги, сам оклемался, и через полчаса трелевку возобновили. 

Бригада лесхоза ездила убирать лесоповал. Площадь небольшая — около двух гектаров. Регулярно встречались с дикими животными. Однажды дорогу переходили зубры. Остановились. Григорий посигналил — никакой реакции. Пришлось смириться и ждать около получаса, пока те соизволили сдвинуться с места. В другой раз дорогу ему перегородили уже 20 зубров с детенышами. Им даже не пытались мешать и не пробовали сигналить. Все знали: испугаешь — перевернут трактор. 

НО БОЛЬШЕ всего Сайко запомнились устранения последствий урагана в Березинском районе. В 2010 году из-за шквалистого ветра там пострадал 381 жилой дом, 60 производственных зданий, 50 километров линий электропередачи. Особенно большой урон нанес ураган лесному фонду на участке площадью 20 на 4 километра. 

Григорий вспоминает, что тогда на устранение последствий стихии съехались рабочие всех лесничеств страны. Работали до конца лета, в день вывозили 50—60 кубометров. А потом еще раз приехали зимой — на заболоченные, труднопроходимые участки. 

Трактор и тогда не подвел. Хотя нередко ломался: чаще всего пальцы в гусеницах. На этот случай у тракториста были запасные — менял прямо на месте. Не обходилось и без курьезов: из трактора воровали солярку. 

— В сутки по норме машина сжигала около 30 литров топлива. Но я старался экономить — грамотно переключал передачи. В итоге к вечеру оставалось около 10 литров. Трактор оставляли на делянке, охраны не было. А к утру бак оказывался пустым.

 Лес тогда убрали качественно — хоть картофель сажай. А по итогам проделанной работы в 2010 году Григорий Сайко получил грамоту за подписью министра лесного хозяйства.

В тему


В 1969 году СССР передал Китаю оборудование и документацию для производства ТДТ-40. В настоящее время там производится трелевочный трактор J-65a, который является глубокой модернизацией ТДТ-40. На базе ТДТ-40 Онежский тракторный завод выпускает погрузчики, сучкорезные машины. Новое поколение трактора называется «Онежец».

kovalev@sb.by

Фото из архива Григория САЙКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter