Болота особого назначения.

Масштабная осушительная мелиорация стала еще одним горьким уроком неразумного отношения человека к природе – работать над ошибками теперь приходится всем миром.

Общая площадь болот на нашей планете составляет около 400 миллионов гектаров. Они встречаются в самых разных уголках Земли: в тундре и тропиках, высоко в горах и около моря, есть даже рядом с Антарктидой. Однако, как отмечают специалисты, долгое время болота болели «синдромом Золушки»: несмотря на огромное количество функций этих экосистем, им не придавали большого значения. Внимание обратили лишь тогда, когда из-за неразумной осушительной мелиорации в природе начались сбои. Сегодня уже очевидно: надо сохранять оставшиеся водно-болотные угодья и по возможности восстанавливать утраченные, заниматься Огнезащитной обработкой.

Из блага в бедствие

В своем естественном состоянии болота служат средой обитания для многих видов животных и растений, регулируют климатические перепады. Они также удерживают более 20 процентов мировых запасов пресной воды и около 30 процентов всего углерода планеты. Однако в нарушенных болотах все эти процессы “приглушаются”, а зачастую, наоборот, превращаются в экологическое бедствие. Например, осушенные торфяники умеренной зоны Европы (особенно Германии, Польши, Беларуси, Украины и России) вместо того, чтобы поглощать парниковые газы, как любые “здоровые” болота, являются источником их выброса.
Правительства многих стран уже осознали масштабность проблемы. Для успешного продолжения работы по сохранению и рациональному использованию водно-болотных угодий сегодня необходимо объединять усилия и делиться опытом, подчеркнул представитель ООН в Беларуси Антониус Брук. Многое в этом направлении уже сделано.
Кстати, в этом году исполнилось сорок лет Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. В настоящее время ее сторонами являются 160 стран, в том числе и Беларусь. В рамках мероприятий, приуроченных к сорокалетию Рамсарской конвенции, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при поддержке международных организаций провело на минувшей неделе в Минске региональную конференцию по устойчивому управлению водно-болотными угодьями в трансграничном контексте. В ней приняли участие представители природоохранных ведомств Латвии, Украины, Литвы, Германии.

Готовы сотрудничать

В начале ХХ века территория нынешней Беларуси была покрыта болотами примерно на 14 процентов. После масштабной осушительной мелиорации, проводившейся в советские времена, общая площадь болот сократилась более чем в два раза. Тем не менее в Беларуси сохранились в естественном состоянии крупнейшие в Европе водно-болотные угодья, имеющие очень важное значение для сохранения биологического разнообразия.
— Их значимость подтверждена международными экспертами, — отметил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Анатолий Лис. — В мире насчитывается более 1900 Рамсарских угодий, общая площадь которых составляет около 190 миллионов гектаров. Все эти территории являются ключевыми в сохранении видового разнообразия флоры и фауны. В Беларуси Рамсарский статус имеют уже девять водно-болотных угодий, и есть все основания полагать, что в ближайшем будущем их количество увеличится.
Более того, из 13 международных трансграничных Рамсарских территорий две созданы с участием Беларуси: природный комплекс “Простырь — Припять — Стоход”, имеющий украинскую составляющую, и белорусско-литовский резерват “Котра — Чапкеляй”.
— Беларусь открыта к обмену опытом, готова активизировать международное сотрудничество, принимать совместные решения для сохранения водно-болотных угодий восточно-европейского региона, — подчеркнул Анатолий Лис.

Учим беречь

В соседней Литве водно-болотные угодья занимают около 8 процентов территории (в Беларуси 7 процентов, в других европейских странах в среднем 3—4 процента).
Как рассказал директор департамента охраняемых территорий Министерства охраны окружающей среды Литвы Видмантас Безарас, после начала мелиорации в 1970-х годах количество водно-болотных угодий в республике сократилось с 1,5 тысячи до 800. Любопытна причина их осушения: правительство решило таким образом расселить людей, особенно фермеров, которые самовольно захватывали для своего хозяйства земли. Осушительная мелиорация закончилась в 1990-е годы, сейчас наблюдается обратный процесс — активно ведется заболачивание. Результат налицо: десять лет назад насчитывалось около 3 тысяч гектаров деградированных торфяников, сегодня — всего 200 гектаров.
— Несмотря на то что торф в Литве добывают до сих пор, делают это,  максимально учитывая природные особенности и в небольших количествах, — констатировал Видмантас Безарас. — В 2005 году завершилось формирование системы национальных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Очень важным направлением в сохранении болотных экосистем является просвещение населения. Около 100 миллионов евро в год выделяется на создание информационно-образовательных центров на базе ООПТ, развитие экологического туризма и так далее.
10—15 лет назад нелегальное строительство и несанкционированная добыча торфа на уникальных территориях были самыми частыми нарушениями природоохранного законодательства в Литве. Но как только начали объяснять людям значимость этих экосистем, ситуация изменилась в лучшую сторону.
— В Литве пять водно-болотных комплексов имеют международный статус Рамсарских угодий, еще 6—7 претендуют на него. Мы заинтересованы в создании трансграничной охраняемой территории на границе с Беларусью, — сказал Видмантас Безарас. — Пришло время переходить на другую систему охраны и поддержания болот, такую как в Европейском Союзе. Восстанавливать, охранять, заботиться о болотах должно не государство, а общественные некоммерческие организации, местное население, фермеры.

Расставляем приоритеты

В Латвии, где сегодня в естественном состоянии сохранилось 5 процентов болот, до сих пор актуален вопрос добычи торфа. К слову, ситуация чем-то похожа на белорусскую: с одной стороны, торфодобычу продолжают, с другой — болота реанимируют.
— Для нас сегодня очень сложным остается вопрос: как соблюсти баланс экономических и экологических выгод? Для этого важно делать оценку влияния такой деятельности на окружающую среду, сопоставлять, взвешивать и искать компромисс, — считает министр охраны окружающей среды и регионального развития Латвийской Республики Раймондс Вейонис. — Кроме того, мы заинтересованы в рекультивации земель и восстановлении деградированных торфяников.
Латвийские эксперты совместно с белорусскими коллегами уже несколько лет работают над тем, чтобы унифицировать требования по охране природы на трансграничном участке “Западная Двина — Даугава”.
У Украины и Беларуси и вовсе общая головная боль — обширные осушенные участки Полесья. Правда, по официальной статистике, за последнее время в Украине вернули к жизни 14 тысяч гектаров деградированных болот.
Чтобы более наглядно познакомить участников международной конференции с опытом Беларуси по охране водно-болотных угодий, были организованы выезды в республиканский биологический заказник “Споровский” и на восстановленное болото Бартениха.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter