Болонский процесс вовлекает в информационный обмен

Наша страна не первый год ведет подготовку к вступлению в единое Европейское пространство высшего образования. И вот до Болонского процесса фактически подать рукой. Вопрос об участии в нем республики будет рассмотрен в апреле 2012 года, на очередной конференции министров образования государств — участников Болонского процесса. Решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования было принято Президентом в 2010 году. Первые шаги на пути к Болонскому процессу белорусская высшая школа делала под руководством Александра РАДЬКОВА, на тот момент министра образования, а ныне первого заместителя главы Администрации Президента.

Беларусь сохраняет лучшие традиции национальной системы высшего образования.

Наша страна не первый год ведет подготовку к вступлению в единое Европейское пространство высшего образования. И вот до Болонского процесса фактически подать рукой. Вопрос об участии в нем республики будет рассмотрен в апреле 2012 года, на очередной конференции министров образования государств — участников Болонского процесса. Решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования было принято Президентом в 2010 году. Первые шаги на пути к Болонскому процессу белорусская высшая школа делала под руководством Александра РАДЬКОВА, на тот момент министра образования, а ныне первого заместителя главы Администрации Президента.

По его мнению, не только Беларусь получит преимущества от присоединения к Европейскому пространству высшего образования. Другие страны выиграют не меньше, поскольку Болонский процесс подразумевает активный информационный обмен. «Это позволит наметить пути развития высшего образования в Европе», — отметил Александр Радьков. Невозможно составить такой прогноз в масштабах одного государства или в обход какой-либо из стран. Только все вместе европейские государства смогут сформировать качественную учебно-методическую базу, определить, что и как нужно преподавать студентам, чтобы они имели четкое представление о том, как будет развиваться выбранная ими сфера деятельности в дальнейшем.

За то время, пока, например, будущий инженер постигает в стенах университета профессию, на предприятии, где ему предстоит работать, успеют внедрить не одну новую технологию. Поэтому учебный процесс необходимо строить так, чтобы в вузе специалист получал базовый запас знаний, а профессию осваивал уже на производстве. Эффективность такой двухступенчатой системы высшего образования доказывает накопленный в мире опыт. Однако в Беларуси не стали слепо ее копировать. Во-первых, заботились о том, чтобы сохранить собственные проверенные десятилетиями традиции. Во-вторых, двухступенчатая система образования, когда квалификация и специализация доводятся, образно говоря, у станка, белорусским предприятиям первоначально не подходила. Впрочем, теперь многие вузы имеют на производстве филиалы кафедр, практикуют иные методы для сближения академической подготовки и производственной практики.

Присоединение к Болонскому процессу повысит мобильность высшей школы Беларуси за счет международного обмена студентами и преподавателями, считает первый проректор БНТУ Федор Пантелеенко. Программ, по которым молодые люди ежегодно выезжают за границу, достаточно и сейчас, однако с вхождением в Болонский процесс их будет еще больше. Как и возможностей для налаживания контактов между вузами и крупными компаниями, которые уже сейчас открывают в белорусских вузах учебные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники.

Вступление в Болонский процесс не повлечет за собой кардинальных изменений в системе образования Беларуси, уверен ректор Белорусского государственного университета Сергей Абламейко. Прежде всего речь пойдет о сокращении учебных курсов, программ, ведь многие вузы Европы перешли на четырехгодичную систему обучения. Хотя, принимая это правило, нужно хорошо подумать. Ведь для некоторых сфер, например, нано- и биотехнологий, подготовить специалистов за 4 года невозможно. То же можно сказать и о некоторых художественных специальностях, отметил ректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна. Однозначной картины для вуза в целом пока не складывается, добавил он, объяснив это тем, что академия готовит специалистов разного профиля.

Оба ректора сошлись во мнении, что в дальнейшем включение белорусских вузов в Болонский процесс должно проходить по единой для всех схеме: по сокращению сроков обучения, переводу наших оценок в кредиты и зачетные единицы и т. д. Так, в вузах стран, уже присоединившихся к Болонскому процессу, каждый предмет «стоит» несколько баллов, и студент выбирает себе предметы, заранее зная, сколько он сможет «заработать» за семестр. Для белорусских же студентов такая система оценки знаний в новинку.

Светлана САВКО, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter