Поинтересовались у практикующего доктора, насколько эффективна и безопасна процедура апитоксинотерапии

Больно, но ведь и полезно

Что такое апитерапия, уверена, знают многие — лечение продуктами пчеловодства. Но, прибегая к помощи этих маленьких тружениц, мы чаще используем более привычные мед, пергу, прополис или пыльцу, нежели яд. В апитерапии лечение пчелиными укусами называется апитоксинотерапией, хотя сам термин применяют редко.

Фото  pixabay.com

В давние времена, думаю, на свой страх и риск, пчелами спасались от радикулита или подагры чаще по «методу Федоса» — героя фильма «Белые Росы». Подносили насекомое к больному месту, ждали, пока оно укусит, оставляя яд на несколько минут. Но, по мнению ученых и медиков, да и самих пчеловодов, этот способ избавления от серьезных болячек далеко не такой безобидный, как в кино. Правда, небольшие дозы яда оказывают оздоровительное действие на человеческий организм. Он способен расширить капилляры и артерии, улучшить обмен веществ, увеличивая приток крови к органам. Помогает усилить иммунитет, образоваться гормонам гипофиза и надпочечников, бороться с бессонницей и расстройствами нервной системы. Но швейцарский алхимик и врач, живший в XV—XVI веках, сказал: «Все есть яд, все есть лекарство — то и другое определяет доза». Поэтому в качестве самолечения в домашних условиях в помощники лучше призвать мед или прополис, так как противопоказаний у апитоксинотерапии гораздо больше, чем показаний.

Кадр из фильма «Белые Росы», в котором героя лечат пчелиным ядом. «Беларусьфильм», 1983 г.

В Беларуси лечением пчелиным ядом занимаются единичные клиники, в Минске насчитала только три. Санаторий «Ружанский» — одно из немногих лечебных и профилактических учреждений, где используется этот метод. Почему у него нет широкого применения? На этот вопрос мне ответил практикующий доктор-рефлексотерапевт, а до недавнего времени директор этого санатория Геннадий Сысой:


— Во-первых, в Беларуси не готовят таких специалистов. Думаю, и не будут. В составе группы из семи человек я учился в Рязани еще в конце 1990-х годов, где получил диплом. А «ставить» пчел больному человеку в кустарных условиях — неправильно. Дело в том, что их укусы могут вызвать у пациента сильную аллергическую реакцию и даже анафилактический шок. Во-вторых, Минздрав давно не выдает лицензии на оказание услуг апитерапии, наш санаторий получал ее 15 лет назад. Апитерапия — большая ответственность как для Минздрава, так и для отдельного врача. Есть неписаное правило: лечить нужно с оглядкой на родственников и прокурора. Так что не всякий доктор на это пойдет. По этой же причине и пациентов немного. Кто-то боится, а кто-то считает, что это неэффективно.

Прежде чем проводить лечение, мы берем две биопробы на переносимость пчелиного яда. В первый день «ставим» одну пчелку на больное место на несколько секунд, наблюдаем за человеком, на следующий день — на минутку. И только потом, если все хорошо, идем на полный курс лечения. Максимально жало может находиться в теле человека 15—20 минут, дольше его держать бессмысленно. Апитерапия особенно эффективна при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. Некоторые пациенты идут на процедуры уже не в первый раз. И даже в этом случае сначала исследуют биопробы. Пчел, кстати, сажают на те же точки, как и при иглоукалывании.

В ТЕМУ

Укусами пчел и втиранием пчелиного яда в кожу лечились еще в Древнем Египте, Древнем Китае и Древней Греции. Русский царь Иван Грозный, страдавший подагрой, тоже исцелял свой недуг «пчелоужалением». А научное обоснование этой методике впервые было дано медиками в начале XX века.

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter