Премьера получилась довольно миролюбивой, местами даже сентиментальной. Нет тут завертываний в мокрую простыню в духе «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Режиссер Михаил Краснобаев поставил жизнеутверждающий целостный спектакль с тонкими нюансами и богатой актерской игрой. Эмоциональный центр постановки — заслуженный артист Беларуси Григорий Шатько в роли Деда. Один из недавних премьерных показов был приурочен к 60-летию замечательного артиста. Поздравить Григория Ивановича приехал главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. Грибоедова Виталий Барковский, долгое время успешно руководивший витебским коллективом.
Дед — умный, тонкий, некий добрый домовой этих мест. Иногда кажется, что он — вечный обитатель серых больничных стен. Многое видел, знает. Потому и готов поделиться с собеседником надеждой и доброй шуткой. За всей суетой своих молодых товарищей по несчастью (или счастью? — это как посмотреть), неопытных и наивных, наблюдает с сократовским прищуром философа. Одна из лучших сцен в спектакле — дуэты Шатько с его супругой в исполнении заслуженной артистки Беларуси Тамары Скворцовой. В нескольких репликах и жестах актерам удается передать судьбу и биографию своих персонажей. Тамара Владимировна в этой роли чудо как хороша: женственна, самодостаточна, ее любовь к мужу безгранична. Прочные нити взаимного уважения, симпатии, восхищения и доброго товарищества не могут прервать ни стены лечебницы, ни даже, как покажет чрезвычайно щемящий финал, сама смерть.
Весь мир вокруг героев витебской премьеры сошел с ума. Звучат изредка враждебные всполохи по ту сторону больницы. Стационарный телефон если и появляется в руках одного из героев, то он без провода. Провод не нужен: все равно никаких хороших новостей по нему не услышишь.
Видно, что актерам еще нужно как следует разыграться. Вдохновлять на это должна и прекрасная работа художника Светланы Макаренко. Над всей сценой подвешены больничные кровати, и ближе к финалу спектакля мы понимаем, что это койки тех, кто оставил этот мир навсегда. «Последний выдох, кладбище», — как говорили про невзрачные и грязные воздушные шары в фантастической комедии ушедшего от нас недавно Георгия Данелии «Кин-дза-дза».
В финале главные герои уходят навстречу открывшемуся звездному небу, и зритель верит, что где-то там их ждет хорошая участь, ведь они это заслужили.
Добрый зритель в 9-м ряду.