Премьера драматической комедии «Бальнiца на краю свету» прошла в Национальном академическом драматическом театре им. Я. Коласа

Больничный переплет

Литераторы и творцы часто обращаются к быту лечебных психиатрических учреждений, и понять их легко. В интерьерах лечебницы все чувства и страхи обострены, можно во всех нюансах рассмотреть человеческую психику на пороге мерцающих пограничных состояний. Иногда на этом тематическом поле рождаются свои шедевры.

ФОТО KOLASTHEATRE.BY/

Вспомним «Палату № 6» Антона Павловича Чехова, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Интересно и сочувственно показан быт подобных медицинских заведений в драме «Русское» Александра Велединского по произведениям Эдуарда Лимонова. В Национальном академическом драматическом театре им. Я.Коласа прошла премьера драматической комедии «Бальнiца на краю свету» в постановке художественного руководителя театра Михаила Краснобаева по пьесе известного болгарского драматурга Христо Бойчева. Действие ее тоже разворачивается в психиатрической клинике. Однако зрителю пугаться не стоит. Никакой чернухи и упадничества.

Премьера получилась довольно миролюбивой, местами даже сентиментальной. Нет тут завертываний в мокрую простыню в духе «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Режиссер Михаил Краснобаев поставил жизнеутверждающий целостный спектакль с тонкими нюансами и богатой актерской игрой. Эмоциональный центр постановки — заслуженный артист Беларуси Григорий Шатько в роли Деда. Один из недавних премьерных показов был приурочен к 60-летию замечательного артиста. Поздравить Григория Ивановича приехал главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. Грибоедова Виталий Барковский, долгое время успешно руководивший витебским коллективом.

Дед — умный, тонкий, некий добрый домовой этих мест. Иногда кажется, что он — вечный обитатель серых больничных стен. Многое видел, знает. Потому и готов поделиться с собеседником надеждой и доброй шуткой. За всей суетой своих молодых товарищей по несчастью (или счастью? — это как посмотреть), неопытных и наивных, наблюдает с сократовским прищуром философа. Одна из лучших сцен в спектакле — дуэты Шатько с его супругой в исполнении заслуженной артистки Беларуси Тамары Скворцовой. В нескольких репликах и жестах актерам удается передать судьбу и биографию своих персонажей. Тамара Владимировна в этой роли чудо как хороша: женственна, самодостаточна, ее любовь к мужу безгранична. Прочные нити взаимного уважения, симпатии, восхищения и доброго товарищества не могут прервать ни стены лечебницы, ни даже, как покажет чрезвычайно щемящий финал, сама смерть.

Весь мир вокруг героев витебской премьеры сошел с ума. Звучат изредка враждебные всполохи по ту сторону больницы. Стационарный телефон если и появляется в руках одного из героев, то он без провода. Провод не нужен: все равно никаких хороших новостей по нему не услышишь.

Видно, что актерам еще нужно как следует разыграться. Вдохновлять на это должна и прекрасная работа художника Светланы Макаренко. Над всей сценой подвешены больничные кровати, и ближе к финалу спектакля мы понимаем, что это койки тех, кто оставил этот мир навсегда. «Последний выдох, кладбище», — как говорили про невзрачные и грязные воздушные шары в фантастической комедии ушедшего от нас недавно Георгия Данелии «Кин-дза-дза».

В финале главные герои уходят навстречу открывшемуся звездному небу, и зритель верит, что где-то там их ждет хорошая участь, ведь они это заслужили.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter