Боливийский «новогодний подарок»

Недавно Республика Боливия вновь оказалась «на передовой» борьбы с транснациональными корпорациями. На этот раз настал черед горно-добывающей промышленности

Недавно Республика Боливия вновь оказалась «на передовой» борьбы с транснациональными корпорациями. На этот раз настал черед горно-добывающей промышленности. Процесс национализации всего горно-промышленного комплекса страны планируется запустить 31 декабря 2006 года.

На этот шаг боливийское правительство подтолкнули недавние массовые столкновения шахтеров государственных и частных компаний на шахте Уануни. Причиной конфликта послужил силовой захват частными компаниями государственной шахты Уануни. «Государственные» шахтеры попытались отбить шахту взрывчаткой, использовавшейся для разработки месторождения, захватчики открыли стрельбу… 16 человек погибли, около 60 получили ранения. В результате инцидента был отправлен в отставку министр горной промышленности Боливии У.Виллароэль. 

1 мая 2006 года Боливия национализировала свою нефтегазовую индустрию. Государственная компания «YPFB» получила контроль над всеми операциями энергетики и предложила иностранным компаниям в течение полугода перезаключить с ней новые контракты. Выступая по телевидению, президент Боливии Эво Моралес назвал 1 мая «историческим днем, положившим конец разграблению природных ресурсов Боливии». 

Сразу после подписания указа армейские подразделения взяли под контроль все нефтяные и газовые месторождения Боливии, а также заправочные станции. В результате перед фактом были поставлены такие фирмы, как бразильская «Petrobras», французская «Total», испано-аргентинская «Repsol YPF», местные дочерние предприятия «British Petroleum». Все транснациональные нефтяные и газовые компании обязаны были немедленно передать под контроль государства свою продукцию и контрольные пакеты акций. В случае отказа в течение 180 дней они должны были покинуть пределы Боливии. 

Боливийский президент считает, что ТНК могут быть только партнерами, а не хозяевами природных ресурсов. Эксплуатацию месторождений должны осуществлять лишь совместные предприятия. При этом глава «YPFB» Хорхе Альварадо отметил, что, поскольку национализация не является конфискацией, некоторые иностранные компании получат компенсацию газом или продукцией нефтеперерабатывающих заводов Боливии. 

Майские заявления руководства Боливии вызвали резкий рост цен черного золота на мировых рынках. Европейская комиссия выразила озабоченность решением Боливии, которое, по мнению европейских чиновников, «может иметь негативные последствия для рынков, поскольку сейчас рынки испытывают значительное давление по поводу цен». 

14 августа программу национализации временно приостановили, так как госкомпании потребовалась реструктуризация. 13 сентября национализация возобновилась, и боливийские власти продолжили перевод нефтегазовых активов в собственность «YPFB». Переход основных экспортоориентированных отраслей Боливии государству привел к появлению серьезного рычага влияния во внешней политике. 

«Боливийский опыт» в целом заслуживает пристального внимания. Частная собственность ТНК на природные ресурсы в странах третьего мира слишком часто приводит к злоупотреблениям и коррупции, деградации обрабатывающего сектора экономики, хищническому использованию природных ресурсов и масштабным загрязнениям окружающей среды. Как правило, образуется небольшой слой капиталистов-олигархов и катастрофически увеличивается разрыв между богатыми и бедными в этих странах. 

Конечно, национализация по-боливийски не является панацеей от всех бед, но вполне может рассматриваться как один из вариантов самостоятельной экономической политики государства третьего мира. Однако при этом важно соблюдение баланса государственных и частных интересов: не отпугивать тех зарубежных инвесторов, в которых государство  заинтересовано, и в то же время усиливать в разумных пределах присутствие государства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter