Боливар не вынесет двоих

У бизнеса не хватает денег для своих общественных организаций

У бизнеса не всегда хватает финансов для поддержки своих деловых общественных организаций

Персонаж одного анек­дота придумал самый затратный способ «чистки» архива, приказав подчиненным выбросить все ненужные документы, предварительно сняв с них копии. Похожий процесс переживает нынче отечественный бизнес. Руководство Беларуси вроде бы двумя руками «за» либерализацию экономики, согласно на передачу части регулятивных функций отраслевым общественным организа­циям, обсуждаются механизмы государственно-частного партнерства, даже готовятся соответствующие законы… Но готов ли отечественный бизнес взять частично бремя власти на свои плечи и заниматься саморегулированием не в ущерб обществу?

Декларативно — несомненно, реально — закрадываются некоторые сомнения. Для реализации любого проекта необходимы средства. А общественные бизнес-организации пока в стране слабы. В том числе и финансово. Членских взносов едва хватает, чтобы оплатить скромный офис, телефонные переговоры да положить крохотную зарплату 2—3 постоянным сотрудникам. Даже при такой ситуации бизнес-сообщества проявляют конструктивную активность, вырабатывают различные толковые предложения по совершенствованию делового климата в стране. Но эта работа фактически ведется на факультативной основе и на общественных началах. А отраслевое регулирование требует ежедневного анализа и контроля, штата профессиональных сотрудников различного профиля, офисов для их размещения, техники, расходов на исследования… Пока бизнесу нести такие издержки не под силу. Тем более что лидеров рынка и крепкие предприятия отраслевые органы государственного управления не спешат выпускать из своих «административных объятий».

Недавно на заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте возник интересный вопрос: сколько одно из известных белорусских швейных предприятий отчисляет концерну «Беллегпром»? Оказалось, что этот «налог» составляет определенный процент от себестоимости продукции. Крохотный, но по итогам прошлого года набежало около 150 тысяч евро. Можно только присвистнуть от таких приличных сумм. Причем вопрос «Что дает «членство» частной компании в концерне?» риторически повис в воздухе. Может ли самодостаточное и успешное предприятие выйти из концерна? Юридически и технически проблем нет, практически все обстоит несколько иначе, поэтому многие производители на такой шаг не решаются.

Как может воспринять отраслевой регулятор «побег» одного из своих «доноров»?! Только негативно. Ведь он теряет целых 150 тысяч евро из своего бюджета. Вообще же вызывать недовольство отраслевых госорганов для бизнеса — себе дороже. Не сегодня, так завтра получишь «подножку» от регулятора. Могут не дать согласия на вхождение инвестора, не включить в списки получателя дефицитного сырья, «тянуть кота за хвост» по другим мелочам, которые влияют на эффективность бизнеса. Словом, исходя из теории маржинальной выгоды, проще продолжать делать необходимые по законодательству отчисления, чем отправляться в полное свободное плавание.

Многие передовые предприниматели понимают: необходимо создавать мощные интеллектуальные отраслевые общественные организации, которые смогут разрабатывать оптимальные правила игры для динамичного развития различных направлений бизнеса. Но большинство бизнесменов не торопятся финансировать такие деловые союзы.

Профессиональные коммерсанты хотят увидеть «товар лицом»: четко понимать, какие идеи, услуги или разработки могут предложить общественные организации. Тут и возникает «противоречие первичности»: для нормальной работы союзам необходимы средства, а их бизнес готов давать только за конкретную деятельность. И «первопроходцев», которые решились бы стать первыми инвесторами, пока в Беларуси не так уж и много.

Тормозят развитие отраслевых независимых организаций и некоторые особенности белорусского рынка. Во многих сферах деятельности, где активно участвует частный капитал, всегда выделяются один или несколько лидеров, которых окружают стайкой десятки и сотни средних и небольших компаний. Скажем, в легкой промышленности нет равных «Милавице», «Conte», еще нескольким предприятиям. А всего 2 тысячи фирм трудятся на одежно-обувном поприще. При создании отраслевых объединений неминуемо возникают противоречия между флагманами и «малышами». Небольшие предприятия не могут на равных с «великанами» участвовать в финансировании общественных организаций, тем не менее всегда с опаской смотрят на инициативы «больших братьев»: вдруг они, пользуясь своим лидерством, под видом радения за отрасль продвигают сугубо собственные корпоративные интересы. Еще тяжелее добровольно объединить под одной «вывеской» государственных и частных производителей.

Словом, организационных вопросов возникает немало, и ответы на них практически не найдены. По крайней мере, в стране пока успешно и эффективно функционирует только одно отраслевое общественное объединение — Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков. Другие аналогичные организации либо являются слишком слабыми, страдают от хронического дефицита средств, либо подпадают под влияние одной из крупных компаний и становятся их «карманным» общественным рупором, что провоцирует бегство из объединения других участников рынка. Естественно, такие бизнес-союзы с одним учредителем не могут являться эффективными субъектами саморегулирования отрасли, ибо будут нести только скрытую форму монополии со всеми вытекающими негативными последствиями.

Вносят свою лепту и различные отчисления, которые приходится делать частным компаниям в адрес органов государственного управления. Как прямые — определенный процент концернам от себестоимости каждой единицы продукции, так и косвенные — спонсирование профильных выставок, семинаров, других мероприятий. Естественно, что на поддержку альтернативных общественных инициатив денег объективно не хватает. Особенно в нынешних экономических условиях.

Как ни крути, а решение проблемы саморегулирования бизнеса в ближайшее время под силу только административному ресурсу. Причем на самом высоком уровне. Для отраслевых министерств и ведомств такие организации — естественные конкуренты, зарождению которых они если не мешают, то, как минимум, не поспособствуют их становлению. Например, председатель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Владимир Зиновский не видит ничего страшного в «демонтаже» некоторых отраслевых государственных структур. «Когда-то «сократили» концерн местной промышленности, и никто не умер, промышленность не развалилась, — вспоминает он. — Некоторые предприятия исчезли, но образовалось много новых производств. В Беларуси есть самодостаточные, эффективные предприятия, и они могли бы работать лучше, если ликвидировать сдерживающие факторы».

В любом случае для активизации общественных процессов в деловой среде необходима политическая воля, которая новым образом сможет перераспределить некоторые оценки в управлении рынками. Иначе идея «отраслевой самостоятельности» может и пробуксовать по «техническим» причинам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter