Болезни роста

Чтобы Шкловский бумажный заработал, понадобилось 1200 усилий

Шкловский завод газетной бумаги, преодолевая вынужденную модернизацию производства, выходит на проектную мощность

Об этом предприятии в последнее время писали и говорили так много, что было даже неловко снова затрагивать эту тему. Но дело в том, что в многочисленных публикациях она именно затрагивалась, а не раскрывалась в подробностях, многие из которых весьма любопытны.

Российский премьер Владимир Путин, посещавший недавно Сыктывкарский целлюлозно-бумажный комбинат, был немало удивлен, когда специалисты предприятия заявили ему, что технологии производства газетной бумаги по своей сложности на втором месте после космических.

Возможно, это преувеличение, но создание в Шклове уникального объекта отечественной индустрии действительно оказалось для нас сродни освоению космоса. Для воплощения подобной идеи в Беларуси не было ни профессиональных проектировщиков, ни инженеров-технологов, ни рабочих требуемой квалификации. Никогда и никто в нашей стране подобным делом не занимался. Начинать пришлось, так сказать, с чистого газетного листа.

Поскольку на территории соседней России действует целый ряд достаточно современных производств подобного профиля, мы обратились к ним за помощью. И она была оказана.

Но даже тамошние, умудренные многолетним опытом специалисты не смогли предложить решение всех проблем, с которыми столкнулся шкловский завод. Ведь наша технология, не имеющая аналогов на территории СНГ, принципиально иная. На российских предприятиях для облегчения процесса производства в сырье добавляют целлюлозу, где ее содержание порой доходит до 20 процентов. Для нас это дорогое удовольствие. Поэтому от целлюлозы отказались. А в качестве сырья решили полностью использовать термомеханическую массу, получаемую по австрийской технологии из еловой щепы. Начало освоения «бумажного космоса» вселяло оптимизм. Указ Президента о строительстве в Шклове завода-первопроходца вышел в августе 2005 года. Не прошло и трех лет, как объект ввели в эксплуатацию. Но уже на стадии пусконаладочных работ стало ясно, что предприятие ждут серьезные испытания. Проектная мощность завода – 40 тысяч тонн бумаги в год. Чтобы ее достичь, бумагоделательная машина должна вырабатывать бумажное полотно со скоростью более 800 метров в минуту.

Однако пробный запуск оборудования, который осуществлялся в предельно щадящем режиме, показал, что до «космических» скоростей далеко. Стали разбираться, в чем дело. Оказалось, что главный поставщик оборудования — ЗАО «Петрозаводскмаш», взяв на себя определенные обязательства, оказалось не в состоянии их выполнить. Во-первых, на смонтированной линии не хватало отдельных единиц оборудования, необходимого для получения продукции должного качества. Изготовителями они даже не были предусмотрены. Во-вторых, часть оборудования пришлось модернизировать или заменить, поскольку максимальная скорость, на которой способны были нормально функционировать некоторые узлы, завезенные к берегам Днепра, почти вдвое меньше. В этом поставщики были вынуждены признаться.

— В общей сложности, — рассказывает директор РУП «Завод газетной бумаги» Анатолий Хмелевский, — нам пришлось осуществить более 1200 технических операций, связанных с модернизацией, устранением конструктивных недостатков и ремонтом вышедшего из строя оборудования. В том числе электронного. С ним тоже довелось повозиться. Мы не могли оперативно устранить неполадки, так как «Петрозаводскмаш» не передал нам в полном объеме схемы программного обеспечения, коды доступа к системам управления.

Все это приводило к вынужденным простоям, которые длились от двух дней до недели. Одно из ключевых звеньев, которое требовалось кардинально переделать, — это напорный ящик, обеспечивающий подачу и равномерное распределение сырьевой массы. Именно он, рассчитанный на скорость всего 450 метров в минуту, не позволял добиться увеличения выпуска качественной продукции. Справиться с этой конструктивной «червоточиной» помогли китайские коллеги. Они изготовили и поставили нам новый напорный ящик. Наши специалисты остались довольны их работой. Когда благодаря проведенной модернизации удалось повысить скорость выпуска бумаги и ее качество, возникло очередное препятствие. Для обезвоживания бумажного полотна используются специальные валы, имеющие резиновое покрытие. При увеличении давления прижима один из них стал перегреваться, а покрытие — отслаиваться. О нормальной работе при таком дефекте не могло быть и речи. Специалисты завода пришли к выводу, что для проблемного вала нужна система внутреннего водяного охлаждения, которая не была предусмотрена разработчиками оборудования. Ее смонтировали собственными силами, а отслаивающееся покрытие в экстренном порядке заменили. Еще одной «миной», хотя замедленного действия, стали для завода рабочие емкости (бассейны), где перемешивается и накапливается термомеханическая масса.

Чтобы не нарушалась технология, эти резервуары должны иметь гладкую и прочную поверхность. Как выяснилось, при строительстве такая задача не была решена. Теперь покрытие стенок бассейнов приходится менять.

— Определенные упущения допустили и проектировщики, — продолжает Анатолий Хмелевский. — Предприятие большое, а столовую они не спланировали. Пришлось в административном корпусе освободить несколько помещений и объединить их для того, чтобы люди могли пообедать. Актового зала тоже нет. Где провести собрание? Но тут мы что-нибудь придумаем. А вот нейтрализовать другие недоработки проектировщиков будет куда сложнее. К примеру, ремонтно-механический цех скорее напоминает школьную мастерскую. Он не может удовлетворить все потребности завода. Есть вопросы и с трубопроводами…

В качестве оправдательного аргумента отметим, что завод построен в чистом поле. Основное производство вводилось в строй одновременно со вспомогательными цехами и участками, включая мощный современный энергокомплекс, очистные сооружения и т.д. Поэтому сразу добиться того, чтобы все это работало как единый часовой механизм достаточно сложно. Остается только удивляться тому, что предприятие, обремененное увесистым возом свалившихся на него проблем, довольно быстро стало набирать обороты. За 2009 год здесь произвели всего 13,5 тысячи тонн бумаги. Причем с убытками, которые вылились почти в 4 миллиарда рублей. Но уже в 2010 году объем производства увеличился более чем в два раза. Прибыль от реализации составила 4,8 миллиарда рублей. Заметим, что ежемесячно за строительство завода выплачивается порядка полутора миллиардов рублей в качестве погашения основного долга и процентов по кредиту. Плюс зарплата работникам, которых с учетом трудящихся филиала «Домостроение» сейчас свыше тысячи. Если в 2008 году их средний заработок не достигал и 700 тысяч рублей в месяц, то теперь он увеличился более чем вдвое и продолжает расти.

У завода завидные перспективы по наращиванию экспорта. Потребности внутреннего рынка в газетной бумаге составляют лишь около половины того, что может производить предприятие. К тому же далеко не всем отечественным типографиям необходима бумага высокого качества с маркой «О». Там, где типографское оборудование работает на малых скоростях, а таких потребителей у нас достаточно, целесообразно использовать бумагу более низкого сорта. Таким образом, все, что не в состоянии «проглотить» Беларусь, завод может продать за рубеж. В прошлом году его экспортная выручка составила 8 миллионов долларов. За кордон ушла третья часть продукции. Шкловчане успешно продают ее в Украину, Россию, Германию, Венгрию, Чехию, Румынию, Молдову, Грузию, Монголию, Сербию, Эстонию. Начались поставки даже в Индию, которая, как заметил Анатолий Хмелевский, готова купить столько, сколько мы предложим. Ведутся переговоры о поставке продукции в Иран и другие страны.

Немаловажно, что после вынужденной модернизации завод получил возможность приступить к выпуску легкомелованной бумаги, производство которой для постсоветского пространства является уникальным. И это тоже солидная статья экспорта. Кроме того, в скором времени здесь планируют установить еще одну бумагоделательную машину. Словом, для молодого коллектива предприятия открываются новые горизонты.

Шкловский индустриальный уникум в отношении стабильного заработка и социального пакета становится все более привлекательным не только для местных жителей, но и для приезжих.

— С кадрами, по большому счету, у нас сегодня нет проблем, — отмечает директор. — Как ни парадоксально, но этот факт — прямое следствие тех катаклизмов, которые переживало предприятие в начале своего пути. Обстоятельства вынудили наших рабочих, инженеров, механиков, технологов, программистов по косточкам перебрать детали, узлы и системы заводского оборудования. Лучше, чем они, в нем сегодня никто не разберется. В настоящее время мы готовимся к очередному испытанию. В марте будем выводить оборудование на полную мощность. Коллектив не достиг бы нынешних результатов, если бы не целенаправленная помощь со стороны правительства. Первый вице-премьер Владимир Семашко до сих пор едва ли не каждую неделю бывает здесь и вникает во все наши проблемы.

Создание в республике практически с нуля современного завода по производству высококачественной газетной бумаги можно считать настоящей победой белорусской индустрии.

Фото: www.asnova.name

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter