Пациентка с болезнью Паркинсона: история одной легендарной статуэтки

Болезнь Паркинсона: история одного медицинского артефакта

Как невролог стал ваятелем

Более двухсот лет прошло с тех пор, как увидело свет «Эссе о дрожательном параличе» сэра Джеймса Паркинсона — небольшая монография, которая открыла эпоху научного изучения болезни, впоследствии названной в честь ее первооткрывателя.

Сегодня ее исследуют во всевозможных ракурсах. Даже с искусствоведческой точки зрения! Ведь упоминания об этом до сих пор достаточно загадочном заболевании можно найти у Шекспира и Диккенса, Конан Дойла и Оливера Сакса… Однако единственной в своем роде остается небольшая статуэтка Поля Ришера, созданная в 1895 году, считает заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии БелМАПО доктор медицинских наук Владимир Пономарев, один из главных в стране знатоков болезни Паркинсона. В канун дня рождения сэра Джеймса, который отмечается как Всемирный день помощи пациентам с болезнью Паркинсона, Владимир Владимирович рассказал «СБ. Беларусь сегодня» прелюбопытнейшую историю.

Его благословил Шарко

— Эта 47-сантиметровая гипсовая статуэтка вряд ли может претендовать на роль высокохудожественного произведения, 
— признает профессор Пономарев. — Но глаз опытного невролога сразу распознает здесь пожилую пациентку с очевидными моторными симптомами паркинсонизма. Перед нами отражение естественного течения заболевания в ту пору, когда медицина еще не знала препаратов леводопы, а применяла для лечения паркинсонизма отвары и экстракты белены, зеленой чемерицы, белого жасмина. То есть практически никак не могла помочь больному. Поль Ришер изваял картину классического дрожательного паралича.

Пациентку своего профиля Владимир Владимирович узнает в этой согбенной фигурке по множеству деталей и нюансов.

Благо статуэтка сделана очень скрупулезно, словно для какого-нибудь медицинского атласа: анатомически исключительно правильно прорисованы мышцы, связки, суставы, кожа. А все потому что автор, Поль Ришер, был человеком неординарным: не только художником и скульптором, но еще анатомом и опытным невропатологом.

Он родился в 1849 году в городке Шартр под Парижем. И дальнейшего блестящего пути вроде бы ничто не предвещало: мать — прачка, отец — фабричный торговец. Искусством юный Поль увлекся, потому что каждый день по дороге в школу проходил мимо Шартрского собора, шедевра готической архитектуры, богато украшенного многочисленными фресками. Заметив незаурядные способности сына, родители отправили его обучаться в художественную школу в Монтлюкон. Там учителя развили природный графический талант Ришера. И выяснили, что мальчик от природы дальтоник, не различает цвета, все рисунки у него выходили в черно-белой гамме. Вот почему Поль предпочитал не живопись, а скульптуру... 

Поль Ришер.
В 20 лет он получил степень бакалавра в области искусств. А потом… стал учиться на врача. Во время прусской войны помогал в госпитале и даже ассистировал хирургам при ампутациях конечностей. Когда же вернулись мирные времена, продолжил одновременно изучать медицину и рисование. Его первый опыт в оформительстве — атлас терапевта Марка Си «Исследование анатомии и физиологии сердца». А когда Поля зачислили стажером в госпиталь Сальпетриер в окрестностях Парижа, он быстро завоевал уважение более опытных коллег, украшая своими рисунками и картинами стены ординаторских. На его способности обратил внимание руководитель клиники великий Мартен Шарко, основатель современной невропатологии, и предложил проиллюстрировать свою статью, посвященную характерной деформации руки после повреждения таламуса. Качество рисунка настолько поразило Шарко, что он позвал Ришера к себе ассистентом и дал тему для научного исследования, посвященного истерии. По его результатам Поль опубликовал книгу, конечно же, с собственноручными иллюстрациями. Создавать же коллекцию статуэток он начал, уже будучи заведующим лабораторией этого госпиталя, для более наглядного преподавания неврологии. Тогда же вышли в свет самые известные научные работы Ришера и его классический атлас по артистической анатомии и пропорциям человеческого тела.


Интересный исторический факт связывает Поля Ришера с одной из самых известных картин в истории неврологии «Шарко читает лекцию по истерии в Сальпетриере» кисти Пьера Бруйе. В правой половине полотна изображен сам Шарко, демонстрирующий технику гипноза, пациентка, страдающая истерией и выгибающаяся назад дугой, ассистент, придерживающий ее за руку, и пожилая медсестра.

Удивительно, но мы знаем имя этой больной — это Бланш Витман. Легендарная «королева истерии», которую Шарко часто приглашал на свои лекции для демонстрации характерных приступов.

 В левой половине картины фотографически четко прописана группа из 30 молодых врачей. Есть ли среди них Ришер? Вероятно, да. Но доподлинно известно другое: именно он автор полотна, висящего на задней стене лекционного зала.

Пьер Бруйе. «Шарко читает лекцию по истерии в Сальпетриере».

В 1895 году увлечение искусством все же перевесило, и Ришер стал профессором художественной анатомии в Высшей национальной школе изящных искусств, а также членом Национальной академии наук. Он слепил не только статуэтку пациентки с болезнью Паркинсона, но и другие фигурки неврологических пациентов. Его работы можно найти в музеях по всей Европе.
Болезнь Паркинсона исследуют в различных ракурсах. Даже с искусствоведческой точки зрения.

 Открывая новую страницу

В 2018 году на кафедре неврологии и нейрохирургии БелМАПО с участием сотрудников научно-исследовательской лаборатории был успешно завершен доклинический этап исследований по лечению болезни Паркинсона с использованием клеточных технологий. Уже в ноябре был начат клинический этап на базе 5-й минской клинической больницы. А 17 января 2019-го в нейрохирургическом отделении провели первую трансплантацию мезенхимальных стволовых клеток пациенту с дрожательным параличом. Клеточная суспензия в течение 20 минут вводилась через две верхние носовые раковины под эндоскопическим контролем. Через 12 суток клетки этого же пациента дополнительно ввели внутривенно. Чуть позже аналогично был пролечен еще один больной. У обоих пациентов картина наблюдалась схожая: болезнь развилась в относительно молодом трудоспособном возрасте, быстро прогрессировала и приводила к инвалидизации. Стандартное лечение себя исчерпало. И врачи стояли перед выбором: переходить на более серьезные препараты или выполнить операцию по стимуляции глубинных структур головного мозга? В любом случае это проблемы бы не решило, не повлияло радикально на сам патологический процесс. Поэтому ставку сделали на клеточные технологии. Результат медики сегодня оценивают как обнадеживающий, но с глобальными выводами не спешат. Это, по словам Владимира Пономарева, еще малоизученный процесс. Нужно идти дальше, набираться теоретического и практического опыта, делать больше трансплантаций (на сегодня они выполнены у 16 пациентов). Также планируется доработать критерии по включению пациентов с болезнью Паркинсона в проект по клеточной терапии.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter