Болевые точки конвейера

Минский облисполком и Министерство промышленности вместе определяют пути дальнейшего развития общественного производства. Жодинские большегрузные автомобили “БелАЗ” отныне без всяких ограничений могут продаваться в стра-нах ЕС. Путь на престижный европейский рынок широко известное в нашей стране и за ее пределами предприятие открыло для себя, выполнив требования соответствующей директивы Евросоюза по сертификации производства и получив право маркировать свои изделия знаком СЕ. Об этом говорилось на совместном заседании Минского облисполкома и коллегии Министерства промышленности, которое состоялось на днях в Молодечно с участием губернатора Николая ДомашкевиЧа и министра Анатолия Русецкого.
Участники мероприятия подчеркивали:   не   только   РУП “БелАЗ”, но и все 35 предприятий Минпрома, находящиеся на территории Минщины, вносят значительный вклад в укрепление промышленного потенциала данного региона. На их долю приходится 17,3 процента от областного объема промышленной продукции, около 1,7 процента потребительских товаров, 5,3 процента экспорта, 3 процента инвестиций в основной капитал. По итогам прошлого года объем промышленной продукции на этих предприятиях составил 121,1 процента к предыдущему году. Увеличился экспорт товаров. Инвестиции в основной капитал выросли более чем на 40 процентов. По удельному весу в увеличении объемов промышленного производства наряду с уже упоминавшимся БелАЗом высокие показатели у борисовских “Автогидроусилителя”, заводов автотракторного оборудования и агрегатов. Производство потребительских товаров наиболее широко развито на РУП “Зенит”. По инвестициям в основной капитал престижные места занимают “Автогидроусилитель” и минский завод “Вторчермет”. По экспорту продукции нет равных Белорусскому автомобильному заводу — он поставляет за пределы страны более трех четвертей своей продукции.
К сожалению, не все из “прописанных” на Минщине промышленных предприятий работают с одинаковым успехом, что, собственно, и послужило основанием для проведения совместного — со стороны облисполкома и Минпрома — анализа их деятельности. Среди аутсайдеров — ОАО “Электромодуль” и молодечненские “Спутник” и станкостроительный завод, борисовский “Экран” и другие. По мнению анализировавшего ситуацию заместителя председателя Минского облисполкома Андрея Позняка, такое положение не может казаться неожиданным, так как большинство предприятий до сего времени не установило конкретных сроков сертификации своих производств на соответствие международному стандарту ИСО 9000. А без этого их продукция не пользуется спросом, ее запасы на складах по-прежнему велики. По состоянию на 1 апреля текущего года они оценивались в 2,3 миллиарда рублей, что составило 84,2 процента к среднемесячному объему продукции.
В этой ситуации продолжает расти задолженность предприятий по платежам в бюджет. В прошлом  году  она  составляла 7 миллиардов 275 миллионов рублей. По итогам первого квартала текущего года — свыше 6 миллиардов. Тенденция к сокращению, конечно же, есть, но сам этот процесс происходит крайне медленно.
На начало нынешнего года убыточным среди промышленных предприятий Минщины числился только Борисовский инструментальный завод, хотя год назад таких предприятий было 24. Прогресс, казалось бы, налицо. Но Андрей Позняк предостерег участников совместного заседания от излишней эйфории в данном вопросе. Дело в том, что убыточными предприятия перестали быть лишь после проведенной на них переоценки основных средств. Иными словами, они избавились от части своего имущества, за которое уплачивали налог на недвижимость. На самом же деле финансового оздоровления этих субъектов хозяйствования так и не наступило.
16 из 35 предприятий за январь—март текущего года сработали с убытками. Особенно они велики на БАТЭ, “Электромодуле”, “Спутнике”. Отчасти сдерживающим фактором в финансовом оздоровлении этих предприятий является наличие у них объектов социально-культурной сферы — общежитий, ведомственного жилья, поликлиник, домов культуры и т.п. Всех таких объектов числится больше, чем самих предприятий — 39. В прошлом году на их содержание было истрачено 11,7 миллиарда рублей. Чтобы сократить расходы, многие предприятия пытаются передать “социалку” в коммунальную собственность. Однако городские и районные исполкомы согласны принять их только после проведенных ремонтов. Денег же на ремонты у предприятий нет. Получается, как говорят в таких случаях, замкнутый круг.
Вопросами развития промышленных предприятий на Минщине активно интересуется облисполком. Причина такого беспокойства понятна: если предприятие плохо работает, то его отчисления в бюджет мизерные. Вместе с этим растет социальная напряженность: люди недовольны заработками. Поэтому, чтобы уменьшить негативные последствия, областная исполнительная власть неоднократно материально поддерживала предприятия. В частности, средства из областного бюджета направлялись на погашение убытков, которые несли предприятия от содержания у себя соцкультбыта.
Однако наибольший эффект принесли совместные действия облисполкома и Минпрома. Так, после проведенного в прошлом году заседания технико-экономического совета министерства, в котором приняли участие и представители областной вертикали, удалось вытащить из долговой ямы вилейский “Зенит”. В настоящее время это преуспевающее предприятие. Теперь настал черед уделить такое же пристальное внимание Борисовскому заводу автотракторного электрооборудования и стародорожскому филиалу оптико-механического объединения “Калибр”. Урегулирования требуют и отдельные вопросы по клецкому механическому, дзержинскому экспериментальному заводам, “Зениту”. Выступивший по итогам совместного заседания министр промышленности Анатолий Русецкий пообещал, что его ведомство внимательно подойдет к решению вопросов повестки дня. Завершилось же заседание принятием совместного решения Минского облисполкома и коллегии Минпрома.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter