«Болдинская осень»? Круглый год!

О продвижении науки

Я более полувека занимаюсь медициной и медицинской наукой, и, думаю, это дает мне право поделиться некоторыми своими соображениями о творчестве и его природе. Повод: недавно мне предложили подавать темы для будущих исследований на... 2011 — 2012 годы. Зная, как динамично и быстро идут сегодня вперед в своих разработках многие зарубежные ученые, я тут же подумал, что при таком подходе мы неминуемо будем планировать и даже прогнозировать ОТСТАВАНИЕ нашей науки. Когда речь идет о принципиальных, бурно развивающихся направлениях, то, вероятно, стоило бы предусмотреть и более гибкий график, и более короткие сроки планирования, и меньше барьеров для утверждения перспективных тем, которые следовало бы объявлять заранее и рассматривать на конкурсной основе. Ведь существующая у нас система рассмотрения включает 3 — 4 этапа! В результате творческая мысль зачастую вязнет в бюрократических тисках.


А как утверждаются научные проекты в мире? Я знаком с «алгоритмом», которого придерживаются в американском городке Бетезде при утверждении научных проектов в области кардиологии. Поступающие в этот фонд темы–заявки компактный совет специалистов оперативно рассматривает и моментально, не теряя буквально ни одного дня, утверждает самые перспективные. Чем не пример для подражания?


Прекрасные перспективы сегодня открывает перед учеными Интернет, позволяющий приблизиться к современному уровню научных достижений. Этой возможностью не располагали исследователи прошлых поколений. В то же время заманчивая легкость расширения кругозора иногда приводит к тому, что молодые (и не очень молодые) последователи превращаются в ретрансляторов, вдохновенно годами пересказывая чужие достижения и совершенно забывая о том, что возможности Интернета должны быть платформой и для собственного творческого поиска.


Другая сторона проблемы отставания в науке — воспитание творческого начала в молодых поколениях. Я на протяжении 30 лет преподавал в медицинском институте, и, бывало, прямо во время лекций у меня самого рождалось в голове изобретение одно за другим. Почему? Смею надеяться, отчасти благодаря тому, что целью моей всегда было не просто излагать общепринятые истины, а постараться заразить студентов творчеством, желанием открывать и постигать новое. Недаром аудитория встречала эти лекции достаточно бурно, аплодисментами, а из числа студентов и членов нашего научного кружка впоследствии выросли 74 доктора и кандидата наук. Контакт творчески активных ученых и студенческой аудитории, тех, кто идет нам на смену, думаю, чрезвычайно важен. Вспомним замечательное выражение: «Студент — это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Кстати, знаете ли вы, что в Швеции для молодых ученых иногда читают лекции с красноречивым названием «Как стать нобелевским лауреатом?»


В свое время мой коллега академик Евгений Иванович Чазов посоветовал мне написать книгу с этой же целью, в расчете на студентов и научную молодежь. Так появилась книжечка «Творчество и медицина (поиск неочевидных решений)», где была изложена предыстория создания 60 изобретений в кардиологии, спорте, космосе и др. К сожалению, это руководство по «поиску неочевидных решений» было издано ничтожным тиражом и в магазины Беларуси практически не попало. Но я и теперь стою на этой позиции: творчество должно быть увлекательным и непрерывным! Дополнительным стимулом для молодых ученых могло бы стать еще вот какое обстоятельство: престиж патента на изобретение. На данный момент я располагаю уже 170 патентами, являюсь заслуженным изобретателем Республики Беларусь и хотел бы предложить каким–то образом повысить значение и авторитет патентного документа. Особенно в глазах следующего поколения, которое может и должно двигать нашу науку дальше. «Болдинская осень» — понятие не только литературоведческое. Как символ творчества она у человека мыслящего, дерзающего должна продолжаться круглый год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter