Боль земли

Радиоактивные могильники Гомельской области рискуют остаться без присмотра, вернувшись к своему прежнему, чреватому разными ЧП, состоянию.
Радиоактивные могильники Гомельской области рискуют остаться без присмотра, вернувшись к своему прежнему, чреватому разными ЧП, состоянию. Причиной тому - практически неподъемный земельный налог, который впервые должно заплатить контролирующее их государственное специализированное предприятие по дезактивации и захоронению радиоактивных отходов "Полесье".

История вопроса уходит корнями во времена 15-летней давности. Тогда никто специальных могильников не создавал и об их безопасности не заботился. Организации и предприятия, снимая зараженную почву и вывозя радиоактивные отходы, сбрасывали их в ближайших канавах, оврагах и карьерах. Весной их подтапливало и размывало. Сюда же наведывалось местное население - раздобыть что-нибудь для домашнего хозяйства. Но в 1994 году стихийные могильники решено было обезопасить, защитив пункты захоронения от мародеров. С тех пор обслуживанием 82 могильников занялось "Полесье". По словам главного инженера предприятия Геннадия Якимченко, сегодня каждый могильник - это территория с охранной санитарной зоной, обнесенная ограждением из колючей проволоки, имеющая знаки, предупреждающие о радиоактивной опасности.

- Около 30 процентов пунктов захоронения отходов обвалованы метровым слоем грунта на случай пожаров и других внешних воздействий, чтобы исключить распространение радионуклидов. На большее пока не хватает средств. По периметру 17 могильников имеются скважины, из которых сотрудники Гомельского областного центра гигиены и эпидемиологии регулярно берут пробы и исследуют их, чтобы предупредить попадание радионуклидов в грунтовые воды. Там же установлены так называемые реперные точки - по ним замеряются мощности дозы радиоактивного излучения в окружающей среде. Это позволяет нам контролировать ситуацию и своевременно реагировать на ухудшение обстановки, - рассказывает Геннадий Николаевич.

Надо сказать, что на государственном уровне работа "Полесья" всегда поддерживалась. Ежегодно на обслуживание могильников выделялись бюджетные средства. Скажем, в прошлом году "Полесье" освоило порядка 50 миллионов рублей. В году нынешнем выделено около 70 миллионов. Но вот парадокс: эти деньги могут быть направлены на погашение земельного налога, который предприятие раньше никогда не платило. До сих пор местные Советы, на территории которых располагались пункты отходов, могли предоставить "Полесью" такую льготу. Всем было понятно: речь идет о государственной чернобыльской программе, финансируемой из госбюджета. Кроме того, на захоронении "грязных" деревень денег не заработать. Однако после выхода Декрета Президента N 11 от 19 апреля 2002 года "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и совершенствовании государственной поддержки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей" районные Советы утратили свое право на установку льгот. А заинтересованные ведомства о постчернобыльских могильниках, надо полагать, не вспомнили. Зато когда резко возросли ставки земельного налога, местные органы власти тут же обратили внимание на пункты захоронения. Логика простая. Занимают землю? Значит, можно требовать налоги!

Пункты захоронения занимают сейчас 100 гектаров загрязненной территории. Минимальная сумма налогов, которую могут потребовать у "Полесья", - около 30 миллионов рублей. А если в расчеты включат и санитарные зоны (еще 500 га), то предприятию придется выложить 146 миллионов бюджетных денег. Странно, но получается, что одной рукой (Комчернобыль и Министерство финансов) государство выдает предприятию 70 миллионов рублей на то, чтобы "Полесье" поддерживало пункты захоронения в безопасном состоянии, а другой рукой (органы налоговой инспекции) хочет возвратить в бюджет от 30 до 146 миллионов рублей. Быть может, сразу ничего не выделять и тем самым "закрыть тему"? Однако специалисты прекрасно понимают, чем может обернуться такая казуистика. Похищенные с могильников знаки радиоактивной опасности или ограждения - это еще цветочки. А вот если какой-нибудь колхоз, "забыв", что здесь был пункт захоронения, разровняет площадку под сельхозугодья? Как без затрат поддерживать на прежнем уровне систему контроля за могильниками, за их влиянием на окружающую среду? Слишком много острых вопросов, которые уже направлены в правительство. Пока они остаются без ответа.

Тем временем первый срок уплаты налога прошел. Недавно налоговые органы предупредили руководителей "Полесья": или вы ускорите решение вопроса, или сумма будет снята со счета предприятия автоматически с применением финансовых санкций, как предписывает закон. А как комментируют ситуацию на "Полесье"?

- У нас финансирование из бюджета идет поэтапно и общим потоком, - объясняет главный инженер Геннадий Якимченко. - Если суммы будут сниматься автоматически, то пострадают не только могильники, но и другие направления чернобыльской программы. Это дезактивация территории детских садов, школ, больниц, где регистрируется превышение уровня радиационного фона; захоронение отселенных деревень и многое другое из того, что финансирует бюджет, защищая население от последствий Чернобыля.

Что ж, это, пожалуй, не тот случай, когда, заплатив налоги, можно спать спокойно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter