Противостояние в Черногории — белорусские туристы оказались на предвыборном митинге

Боль Будвы

Уличная музыка над ласковым Адриатическим побережьем в средневековом черногорском городе Будва внезапно прервалась. Погасли фонари на узких улочках, отключилась подсветка древней крепости. Гул толпы, сигналы автомобилей и звуки, похожие на кричалки в исполнении многотысячной армии фанатов. Мы уехали в Черногорию с маленькими детьми поймать последние теплые дни лета, но вдруг попали в эпицентр предвыборной кампании. 30 августа здесь прошли выборы в парламент. Убедились: уличные акции — удел не только Франции, Германии и США, а с недавнего времени и мирной Беларуси. Только причины для выступлений, как ни парадоксально, везде отличаются. При помощи местных жителей пришлось срочно разбираться, что происходит.

МАЛЕНЬКОЕ отступление. В Черногорию мы попали с билетами в один конец, а не по турпутевке. Поэтому и жилье выбирали самостоятельно. Сначала забронировали одну ночь неподалеку от аэропорта. Но хозяева, Бранка и Любо Джукичи, сразу стали уговаривать остаться хотя бы на три, а лучше на весь отпуск. Готовы были и бесплатно встретить, и приветственное вино выставить, и гидами по Будве побыть, лишь бы гости задержались. Их можно понять: по разным данным, турпоток-2020 в Черногорию упал на 40—90 процентов. Треть традиционно составляли россияне, но они так и не приехали. На минуточку, официальная валюта — евро, и ее не печатают, а зарабатывают, и во многом за счет туристического сектора. В прошлом году, к примеру, в стране побывало полмиллиона гостей из РФ, многие вкладываются здесь в жилье и инфраструктуру. Сейчас на берегу много недостроев. При этом политика президента Черногории с каждым годом становилась все более прозападной. Однако европейцы этим летом предпочли на Балканы не соваться — большинство стран ввело карантин при возврате из Монтенегро. Поэтому на самом популярном курорте Будва множество лежаков в августе, самом пиковом месяце, остались незанятыми. В основном мы слышали сербскую речь, были украинцы и белорусы, но вот англичан, французов — по пальцам пересчитать. В поселках поменьше — Рафаиловичи или Бечичи (списывалась с тамошними хозяевами) — и вовсе не открылись многие магазины, потому что пусто. В митинге, точнее, как это здесь называют, в молебне-шествии по улицам города наши хозяева не участвовали, но обсуждали его, сидя на террасе, увитой киви и виноградом.

— Вы не бойтесь, это мирная акция, — объясняет Бранка. — Люди стоят за церковь. А еще у нас недавно был протест. Так вместо демонстрации на улице наши массово выплыли в залив на лодках, чтобы показать свое единство.

Вход в Cтарую Будву украшает икона.
РЕЛИГИЯ в здешних широтах вопрос крае­угольный, тем более после всех вооруженных конфликтов в 1991—2001 годах на территории бывшей Югославии, которые привели к распаду страны. Около 75 процентов черногорцев — православные, причем прихожане единой Сербской православной церкви. Подробнее о сути противостояния нам рассказал гид Петар, с которым мы отправились изучать древние монастыри Будванской Ривьеры. Между прочим, в одном из них — Рустово — сестры рассказали, что поддерживают связь с минским Свято-Елисаветинским монастырем. Целая галерея в обители украшена портретами российской царской семьи — святых страстотерпцев. Оказалось, со второй половины XVIII века соседний монастырь Прасквица получал регулярную финансовую помощь от Российской империи. Это лишь один пример, подчеркивающий исторически сложившиеся глубокие связи местных территорий с православием на восточнославянских землях.

Так вот, черногорцы очень религиозны. Практически повсюду на домах можно увидеть иконы. В субботу чуть ли не вся маленькая Црна Гора (местное название) направляется в горный монастырь Острог. В еще одной обители, в Цетинье, хранятся общехристианские реликвии — частица Святого Креста и десница святого Иоанна Крестителя. В целом Сербской православной церкви на территории Черногории принадлежат более 600 храмов и монастырей, в том числе древних.

— И вот это все правительство решило забрать, — пояснил наш гид. — В начале года приняли указ, что нужно представить доказательства права на собственность. А у Сербской церкви таких документов почти нет.

Галерея с портретами семьи последнего российского императора в монастыре Рустово.

Нужно сказать, что в Черногории есть и другая, созданная в 1990-е годы, но не признанная в православном мире Черногорская православная церковь. Усложняет противостояние то, что исторически правителями в этой стране были главы церкви, то есть им привычна теократия. Задумка руководства понятна — отмежеваться от сербов, аналог мы видим в Украине. Но большинство черногорцев восстало против такой идеи. Как говорят местные жители, тесные связи с Сербией никуда не делись. Так же, как и симпатии к России. Многие летом работают в секторе туризма на побережье, а зимой уезжают на вторую работу в Белград. Или дети там учатся. Наш гид Петар окончил университет по специальности «туризм и гостеприимство», летом проводит англоязычные экскурсии, сдает жилье в Рафаиловичах. Зимой занимается маркетингом в Подгорице. Черногория не спешила открывать границу с Сербией после введения карантина в связи с пандемией, и это также вызвало массовое недовольство.

ЧТО собой представлял митинг-шествие, с пути которого мы едва успели выкатить коляску с сыном? По центральной улице Будвы шли люди разных возрастов, в том числе и родители с малышами. Из колонок автомобиля звучали религиозные гимны. Люди несли кресты и иконы, чем-то это напоминало крестный ход во время религиозных праздников. Несколько лет назад на Корфу довелось увидеть подобное торжественное шествие в честь святой Марины, но там была радость, а здесь… Дым от специальных осветительных шашек, красные всполохи и вспышки телефонов — толпа на обочинах активно снимала и фотографировала происходящее. Мне запомнилась одна девушка, которая почти в точности воспроизвела позу с картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот только вместо флага в руке держала мобильный телефон, чтобы получше заснять происходящее…

По итогам прошедших 30 августа в Черногории выборов Демократическая партия социалистов (ДПС) президента Мило Джукановича набрала 35 процентов голосов. Партии «За будущее Черногории» — почти 33 процента, «Мир — наша нация» — около 13 процентов, «Черное на белое» — 5. В сумме у трех оппозиционных объединений получилось 42 места из 81. Однако прогнозы на исход противостояния в парламенте пока далеко не очевидны.

Кафедральный собор в Подгорице.

Какие выводы для себя сделала? Многое расставила по местам одна беседа во время экскурсии в знаменитый Острог. По пути гид Натали не могла избежать разговоров на тему религии. Между описанием чудес Василия Острожского и истории строительства первого в стране кафедрального храма в Подгорице она произнесла очень важную фразу:

— Пожалуйста, не задавайте мне вопросов о гражданской войне в бывшей Югославии. Слишком свежи в памяти эти события, раны до сих пор не зажили, во многих семьях табу на обсуждение того времени.

Чувствовалась настоящая боль. Больно резать по живому, когда брат идет на брата. В этом есть предупреждение всем нам: худой мир точно лучше доброй ссоры, а спокойствие — величайшая ценность.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter