"СБ" встретилась с "матерями 328"

Боль-328

В командировках я часто бываю в исправительных учреждениях. Была и в колонии № 22, названной в народе «Волчьими Норами»: там с недавнего времени содержатся осужденные по 328–й наркостатье. Тяжелое ощущение... И ведь сплошь — молодые ребята, ты будто на школьной линейке или в «Зубренке». Этот, тощий, в очках, с виду типичный заучка, тот — явно хулиганских манер. А как оказался здесь этот виновато улыбающийся мне мальчишка с едва пробившимся над губой пушком?.. Так вышло, что после моей поездки в газету обратились участники самодеятельного «движения матерей 328», чьи близкие осуждены за хранение, распространение наркотиков. Матери пришли, разговор состоялся. С одним условием гостий: не открывать читателю их настоящих фамилий.

КОЛЛАЖ АННЫ ВЯЖЕВИЧ.

Родственников осужденных по статье 328 УК искренне жаль. Что с ними теперь? Болезни на нервной почве да огромные долги из–за исков. Родителям и в страшном сне не снилось, что ездить они будут к детям не с тортами на семейные праздники, а с набитым продуктами пакетом — в зону. Я много раз это наблюдала. Некоторые убеждают, что их дети — всего лишь рядовые потребители, хотя в материалах уголовных дел говорится о причастности к хранению и распространению запрещенных веществ. Есть и те, как Наталья Ващенкова, кто вину не отрицает, но настаивает на более мягком наказании для родных. Наталья решилась рассказать свою историю первой. Ей, кажется, не больше 40 лет, но седые волосы старят как минимум еще лет на 10. «Мы не знали, что сын курит марихуану. В поведении не было чего–то настораживающего. К тому же он не просил денег, а вкалывал на двух работах. Это потом, в суде, рассказал, как впервые наркотики ему предложили на дискотеке... Спустя год сына задержали. При себе у него ничего не было, он сам сказал сотрудникам, где прятал марихуану, у кого покупал... Считал, что если говорит правду, его отпустят. Посадили на 9 лет».

...Марина Кравцова отчего–то напомнила мне мою мать. И так сделалось жутко от мысли, что вот также моя Валентина Ивановна, едва сдерживая слезы и как бы извиняясь за меня, рассказывает кому–то постороннему, как все сложилось и как могло бы быть. Слушаю ее исповедь... «Вы даже не представляете, каково это слышать: «Ее сын — наркоман». Но ведь оступиться может каждый. Почему шанс на исправление дается как исключение?.. 12 лет назад моего сына Сергея, студента 5–го курса, задержали при передаче 13,86 г марихуаны. Сергей жил в Крупках, позже говорил, что конопля там была доступна каждому. Когда сына задержали, он все рассказал, выдал того, кто распространял наркотики. Сережу отпустили со словами «ты нам не нужен, кого надо, уже нашли». Однако, придя в институт, сын узнал об отчислении. В итоге уехал в Россию, а в 2016–м его привезли в Беларусь, сказав нам, что он обвинялся по ст. 328 и был в розыске. Но если Сергей — особо опасный преступник, почему его отпустили 11 лет назад, а теперь не учли, что мог исправиться? В мае 2017 г. сына осудили к 9 годам, ему вменялось 4 эпизода».

Сидевшая напротив меня красивая молодая минчанка Кристина Мороз все больше слушала. Теперь и ей, возможно, в тысячный раз предстояло обнажать душу перед посторонним, вспоминая историю, в которую не верят даже близкие. Попыталась начать, расплакалась. Молча протянула мне заготовленную речь. «Во время обыска наркотиков дома у нас не обнаружили. Оказалось, что до этого был задержан знакомый моего супруга Тимур (у него на балконе нашли гашиш). Он показал, что его приятель через моего мужа передал баночку с витаминами. В ней, сказали нам, был гашиш. Супругу действительно передавали баночку, но он не знал, что там хранилось что–то, кроме витаминов... Муж получил 8 лет колонии. Имущество наше будет конфисковано, единственное — удалось отвоевать машину, которую я купила до брака. А ведь на руках маленький ребенок. Все это несправедливо, ведь Декрет № 6 создавался для борьбы с наркобаронами, с серьезным сбытом, а в реальности сидят и потребители, и люди, как мой муж, оказавшиеся в окружении потребителей».

С Анной Саботько мы подолгу разговаривали по телефону до и после нашей встречи. Тогда и теперь она все твердила, что «матери 328» — не истерички, а обычные женщины, которые только и хотят, что помочь детям. Казалось, это человек–батарейка с нескончаемой энергией и упорством. Сын Анны попал в больницу после употребления Альфа–ПВП, семья искала парня три дня: «Вы не представляете, как я зла на сына. Я ему так и сказала: «Если бы тебя нашли не чужие люди, а я, тебе не поздоровилось бы». Что в головах у детей, не знаем даже мы, родители. Молодежь никого не слышит».

* * *

...Каждую из этих женщин хотелось обнять, вместе поплакать над материнским горем, а потом достать из кармана волшебную палочку... Эх. В молодости всегда есть запретный плод. Одни пробуют, другие нет, одни втягиваются, другие перерастают. И нынешняя молодежь ничем не отличается от той, что была 20, 50, 100 лет назад. Одна лишь разница: сейчас стало куда больше опасных соблазнов. Психотропы. Сколько родителей теперь с тревогой заглядывают в глазенки своих детенышей: не употребляют ли чего? Вот посадили недавно группу студентов–программистов, продвинутых ребят — они ведь считали, что их не вычислят, что умнее всех. Травились хитро, через интернет. А некоторые искренне удивляются: «Что я такого сделал», «Все покурили и я покурил», «Не понимал последствий...» Мои собеседницы считают, что к потребителям так называемых «легких наркотиков» нельзя применять драконовские меры. В пример приводят страны, где марихуана легализована или где ограничиваются штрафом, найдя небольшое количество вещества... Ездил мой знакомый в Голландию, пробовал — плохо стало. «Ну ее, — говорит, — лесом».

Мой приятель, ясно, Америку мне не открыл. Но я скептически смотрю на призывы легализовать в стране «легкий яд». Интереса ради я спросила на улице у прохожих, хотят ли они, чтобы их дети, внуки свободно употребляли коноплю (каннабис), например. В ответ — категоричное «нет». Медики тоже твердят: небезобидна, зависимость есть. Да и что заграницы? Там это тема постоянных дискуссий, а сама легализация скорее вынужденная мера из–за бессилия государства в нарковойне. Потому кто бы что ни говорил про наши методы, они работают. Буквально за несколько лет удалось сбить волну популярности психотропов, и сегодня мы уже не слышим о диких случаях, когда оболваненная тяжелыми наркотиками молодежь выкалывает друг другу глаза или выбрасывается из окон. Распространители стали получать длительные сроки... Лично я за такую суровость к нарковоротилам вроде фигурантов резонансного «дела семнадцати» с основной фигурой — К.Вилюгой. Что ими движет? Деньги. Такие не считают, скольких они посадят на иглу или за решетку.

Однако истории вроде той, что случилась с сыном Марины Кравцовой, не дают покоя. Парню на момент отчисления из вуза оставалось сдать один экзамен, и был бы с дипломом. Мне непонятна столь рьяная категоричность педагогов. Вот шел человек. Упал — помогите подняться. А тут вместо руки — пинок. Обиднее всего, что так поступили наставники. А вы приглядитесь к нему, к другим ребятам, они же хоть и знают что-то про товарищей, их не сдадут — «потому что не стукачи». Да и не каждый взрослый, доверь ему ребенок страшную тайну о друге, решится ее открыть.

...Вспомнились те юноши из «Волчьих Нор». Можно их осуждать, читать морали, винить воспитание, но сейчас нужно совсем не это. Отсидят они свое — что потом? Как приспособятся к жизни, кому будут нужны? Помню, недавний руководитель Департамента исполнения наказаний Сергей Дорошко, пытаясь не дать молодежи потеряться, старался сделать так, чтобы осужденные смогли дистанционно получить высшее образование, а на местах — рабочие специальности. Этого, конечно, мало. Я не замахиваюсь на радикальные реформы, но, быть может, пришло время подумать о менее суровых мерах к «незлостным» потребителям, которые идут по первым частям 328–й? В конце концов, не все же держится на страхе. Я про заботу, сопереживание и разумный контроль.

КОММЕНТАРИЙ

Геннадий Казакевич, начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД:

— Белорусское антинаркотическое законодательство достаточно сбалансированное и действенное. Есть ряд квалифицирующих признаков, позволяющих индивидуализировать наказание — то есть каждый ответит за свое. Разграничена ответственность за действия в отношении наркосредств, психотропов, их аналогов в зависимости от объема и степени опасности, последствий. То есть вопрос не в законе, его менять не следует. К тому же органами исполнения наказаний, прокурорами обеспечивается взвешенный индивидуальный подход к применению институтов досрочного освобождения. В большинстве случаев они представлялись осужденным по ч. 1 ст. 328, реже — по частям 2 и 3. Однако соглашусь, правоприменительную практику нужно совершенствовать.

Наркомания — серьезная беда, потому и меры были приняты серьезные. Подразделения наркоконтроля переориентировались на выявление прежде всего оптовиков, крупных дилеров. Да, организаторов наркобизнеса поймать сложнее, в большинстве случаев они прячутся за границей. К тому же свыше 80 процентов наркотиков продаются с помощью интернета. Сбыт — бесконтактным способом через популярные сервисы, оплата — через электронные кошельки, получение товара — в условленном месте. И вербуют для этого именно молодежь, обучают торговле, конспирации, наблюдению, уходу от слежки.

ЦИФРЫ «СБ»

• По информации МВД, в 2017 году зарегистрировано 5.387 наркопреступлений (из них по ст. 328 — 5.067), в 2016–м — 6.374 (ст. 328 — 6.041). Из них более половины связаны со сбытом. В 2017 году выявлено 573 наркопреступления, совершенных группой лиц, и 226 — орггруппой. В 2016 году — 531 группой и 140 в составе орггруппы.

• В 2016–м в стране наркоконтролем было изъято 384 кг наркотических средств растительного происхождения и 46 кг психотропов, в 2017 году — 708 кг наркотических средств растительного происхождения, психотропные вещества — 30 кг. По сведениям ГТК, в 2017–м белорусские таможенники пресекли 507 фактов незаконного перемещения через границу наркотиков и психотропов, из незаконного оборота изъяли более тонны этих запрещенных веществ.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter