Боксер должен видеть глаза соперника

На Олимпиаде в Лондоне белорусские боксеры остались без медалей...
На Олимпиаде в Лондоне белорусские боксеры остались без медалей. Однако коренная реконструкция в этом виде спорта, которую затеял новый председатель федерации и бывший знаменитый боксер Дмитрий Тихомолов, обещает белорусскому боксу скорый прогресс. Итоги выступления наших мастеров кожаной перчатки в Лондоне и перспективы развития бокса корреспондент «СБ» обсудил с Вячеславом Яновским.

В Витебске олимпийский чемпион 1988 года — редкий гость. В последнее время он буквально живет между Москвой и Нижним Тагилом. Открывает спортивные залы, тренирует профессионалку Наталью Рогозину, других талантливых российских ребят и девчонок. Однако от предложения отметить 55–й день рождения в родном городе прославленный боксер отказаться не смог.

— Вячеслав Евгеньевич, а среди своих дней рождений припомните какой–нибудь самый необычный?

— Самый большой сюрприз, пожалуй, преподнесли друзья–россияне на 50–летие, когда устроили по этому поводу боксерский турнир в Калининграде. Но, как правило, в день рождения я выключаю мобильный телефон и куда–нибудь уезжаю, чтобы побыть в одиночестве.

— Вы всегда с интересом следите за белорусскими боксерами. Как оцените их выступление на прошедших Играх?

— В Лондоне наши смотрелись неплохо. Особенно тяжеловес Сергей Корнеев, которому судьи не отдали заслуженную победу в четвертьфинале. От троих участников, в принципе, сложно ожидать чего–то сверхъестественного. Хотя россияне при гораздо более широком выборе спортсменов тоже массовостью не блеснули.

— Означает ли это, что бокс на просторах бывшего СССР утрачивает позиции?

— Украинцы подтверждают, что это не так. Сегодня побеждает тот, кто видит и использует новые тенденции. Кто дружит с наукой. При СССР нас обслуживала большая группа квалифицированных ученых. Одни вели селекцию молодежи, другие отвечали за физическую подготовку, третьи — за психологическую. В итоге это работало на общий результат. Сегодня же не каждый тренер знает, чем отличается аэробная тренировка от анаэробной.

— Игры в Лондоне запомнятся также судейскими ошибками, спорными решениями и скандалами. Почему, на ваш взгляд, их так много?

— Квалифицированный спортсмен и тренер причины неудач прежде всего будут искать в себе. Что же касается кулуарных споров, разных подковерных игр, в большом спорте они существовали всегда. Просто раньше на них меньше внимания обращали. В боксе множество вопросов решаются вне ринга. Когда я был председателем Федерации бокса Беларуси, мне приходилось с ними сталкиваться. Отстаивать интересы команды, страны. То же сейчас делает и нынешний руководитель федерации Дмитрий Тихомолов. На мой взгляд, делает хорошо. Он знает и любит бокс. Тренерам и спортсменам предоставляет хорошие возможности для творчества и созидания. А тот факт, что сейчас ставку в сборной стали делать на своих, доморощенных ребят, а не на натурализованных варягов, я только приветствую.

— Сейчас идут бурные дебаты, чтобы боксеры снова выступали без шлемов, чтобы изменить конструкцию перчаток. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

— Если изменения примут, это поспособствует популяризации бокса. Опытный тренер учит, что на ринге нужно смотреть в глаза сопернику. А ведь шлем мешает этому. К тому же это не защита, а фикция! Этот инородный предмет понадобился не для того, чтобы позаботиться о здоровье спортсменов, а потому что бизнесмены и производители спортивной экипировки грамотно лоббировали свои интересы. А нынешние перчатки, в которых кулаки не зажимаются! Из–за них пропали нокауты, нокдауны. Бокс лишился зрелищности. Мне довелось боксировать как в шлеме, так и без него. Без него — удобнее. Да и зрителям интереснее, когда видны эмоции на лице спортсмена, удары, попадания.

— Вы работаете с юными боксерами. Легко сегодня находить таланты?

— По сравнению с тем, что было лет 20 — 30 назад, ситуация изменилась. Желающих заниматься все меньше. И дети стали другими. Не получилось у него что–то в боксе — ушел в кикбоксинг, в муай тай... Или вовсе плюнул на тренировки. Сегодня за каждого мальчика надо бороться.

— Каким образом?

— Поощрять таланты, проводить соревнования. Если о Витебске говорить, необходимо вернуть былую славу турниру памяти воинов–интернационалистов. На него ведь, бывало, участники более чем из 10 стран приезжали.

— В Витебске был еще и турнир на призы Яновского. Каковы его перспективы?

— На днях я принял непростое, но принципиальное решение. В родном городе я больше не надоедаю советами спортивным функционерам, не вмешиваюсь в работу тренеров и никому не навязываю свою помощь. Я предлагал свои услуги на протяжении многих лет, но в конце концов устал разговаривать с людьми, которые не хотят меня слышать. В том числе с наставниками, которые не посещают тренировки коллег и живут по принципу: чем хуже у товарища, тем лучше у меня. Отсутствие единства, нежелание трудиться на общий результат привели к тому, что в городе из боксеров, кроме Виктора Зуева, и назвать–то больше некого.

— К слову, как оцениваете перспективы белорусской команды на чемпионате Европы–2013, который пройдет в Минске?

— Что состязания такого высокого уровня пройдут в Беларуси, это лишний раз свидетельствует о признании ее заслуг и авторитета. А для спортсменов и тренеров это замечательный стимул проявить себя. Тем, кто это может сделать, необходимо помочь. Сейчас. Ведь в мире спорта все так быстротечно. В 55 это ощущается особенно остро.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter