Надо ли запретить бокс

Бокс!

После смерти российского боксера Максима Дадашева появилось мнение, что нужно каким-то образом видоизменить правила поведения спортсменов на ринге, а то и вовсе запретить бокс. Вместе с боксом, видимо, нужно запретить все прочие бои, а еще фристайл, регби, гандбол, футбол, мотоспорт, акробатику и альпинизм.

pixabay.com

Мир сильно изменился со времен гладиаторских поединков. Нет-нет, с другой интонацией.

Мир сильно изменился со времен гладиаторских боев? Опять не так, не хватает двух букв…

Мир несильно изменился.

И не планирует, потому что внутри человеческой структуры стремление к прорыву, к выходу за грань, к расширению границ возможного. И это не состоится без людей, готовых вопреки здравому инстинкту самосохранения пробовать взять новую высоту. Без риска не случится что-то важное. И пока одни ставят свою жизнь на кон, другие покупают билеты, чтобы занять место в зрительном зале. Я говорю это без ехидства и горькой иронии. Просто мы, зрители, тоже хотим. Сопереживать, пропустить через себя победу, обжечься болью и закричать: «Есть!» Не будь мы люди.

В нашей повседневной жизни переживаем те же вещи, может, не в таком ярком формате, но мы такие же бойцы: сражаемся, совершаем самоотверженные поступки и следуем своим внутренним правилам. Здесь нельзя просто так проснуться, здесь нужно выбирать ежесекундно и действовать. Если бы не эта страсть к путешествиям за границы возможного, может, так и сидели бы на дереве, пережевывая первый попавшийся лист, или по другой версии — остались бы в райском саду. Но нам надо было это незнакомое яблоко! Это чтобы сразу убрать вопрос: зачем оно надо?! Надо! Один, два, три восклицательных знака. Такая заложена опция.

Я страстная болельщица и поклонница жанра спортивная драма. «Нокдаун», «Гонка», «Малышка на миллион», «Движение вверх», «Легенда № 17»… Такие разные одинаковые фильмы с нехитрым виражом судьбы тех, кто преодолел и победил, а после оплатил счет. И так уже навсегда. За дерзостное желание коснуться небес жгут крылья и лишают возможности говорить на едином языке. Но мы непослушные дети, которым только скажи «нет!».

— Если вы пойдете без меня на крышу дома — убью!

Противоречивый текст я произношу со строгим лицом, малявки смотрят с вожделением на дверь. Прячу ключ, но если они его найдут и будет подходящий момент… В этом все мы, люди.

Мог ли боксер выйти из игры? Разве для этого он в нее попал? С пацана. С первого разбитого носа…

Еще одна моя любимейшая спортивная драма — фильм режиссера Дэмьена Шазелла «Одержимость». Он о музыканте, правда. В центре сюжета картины конфликт между исполнителем на ударных инструментах Эндрю Ниманом и руководителем джазового коллектива Терренсом Флетчером, известным своим безжалостным нравом. Но Шазелл заявил картину по жанру именно как спортивную. В ней Ниман — боец, Флетчер — тренер, и до самой победы неясно, зачем столько крови. И потом непонятно, взлет это или трагедия человека, который обречен на хронический психоз, но зал замирает, когда молодой барабанщик виртуозно исполняет партию. И получается, что неведомая сила привела этого парня на край пропасти только ради красоты момента, ради великого звучания, во имя света, который тем ярче, чем сильнее огонь горящих крыльев… Похожая лента «Черный лебедь» с Натали Портман. Разрушенная балетная прима, сошедшая с ума девочка произносит в финале: «Я испытала… совершенство. Я постигла его…»

Но можно ли прописать закон? Обвязать головы боксеров подушками и подстелить каждому соломки. Запретить актерам играть до разрыва аорты. Ну нет! Или так, или какой это бокс?! В спорте высоких достижений мало здоровья. В любой самоотверженной деятельности мало пользы для того, кто оказывается в эпицентре вихря. Но именно так, шаг за шагом, человечество прорывается за грань. Что там? Может, и не нужно? Назад, под свои крыши с аистовым гнездом, пока не поздно… Но зачем-то в нас вложили этот порыв? Зачем-то детям с самого рождения интересно именно то, что нельзя. И они стремятся прощупать, ищут возможность нарушить. Получается — мы с этим, оно часть нас, мы такими созданы в этом мире, где нет ничего лишнего.

А значит — бокс! Метафора всей истории человечества. Бой с тенью, хук, нокаут и ринг-герлз. Все наше знакомое. Одни заплатили за зрелище, другие его создают. Умирают, но не сдаются. Не тем ли мы все заняты в этом мире?

Оставим все как есть.

Бокс!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter