Собственники гаражей пытаются заработать на своей недвижимости всеми доступными способами

Бокс без машины

Гаражные ворота открывают простор для заработка
“У мужа есть гараж, и он в него ходит”. Фраза из рекламного ролика, которая у молодежи неизменно вызывала приступы смеха, представителей старшего поколения заставляла лишь ностальгически улыбнуться. Во второй половине прошлого века гараж был не только признаком достатка (есть бокс, значит, и какая-нибудь “ласточка-копейка” имеется), но и местом, где среднестатистический советский мужик проводил едва ли не больше времени, чем в кругу семьи. А в наше время многие люди сообразили, что бокс для машины может стать неплохим источником дополнительного дохода.



Хочешь жить — умей вертеться


35-летний Иван Кудов из Минска развелся с женой. Оставил ей совместно нажитую однушку и не придумал ничего лучше, чем переселиться в гараж. В домике для авто еще с осени разместил печку-буржуйку, утеплил двери и стены, обустроил топчан. Так помаленьку и перезимовал:

— За семь месяцев сэкономил на аренде квартиры около полутора тысяч долларов. Добавил свои сбережения и выкупил домик в дачном кооперативе неподалеку от столицы. Там и буду жить.

Хотя такое переселение и было мерой вынужденной, но для Ивана оказалось очень полезным опытом. Он вдруг осознал, что его недвижимость в кооперативе может служить не только “стойлом” для авто и местом, где можно крутить гайки. Оказывается, это некая перевалочная база для тех, кто во имя экономии средств готов мириться с отключением электроэнергии ровно в 23.00. Сейчас минчанин уже подумывает о продвижении своей “фазенды” в качестве подобия хостела. “Осталось узнать, насколько вообще легально жить в боксе”, — добавляет Иван.

Гаражная экономика существует практически в любом государстве. Но если в одних странах мини-производство в боксе — это скорее исключительный случай, как, например, в Германии, то в других гаражные кооперативы превратились в своеобразные свободные экономические зоны, обеспечивающие своих хозяев занятостью и заработком. Подобных масштабов гаражное дело достигло в России. Недавно Фонд поддержки социальных исследований “Хамовники” обнародовал результаты: выяснилось, что около 15 процентов трудоспособного населения крупных, но небогатых городов вовлечено в бизнес в боксах. Причем гаражи становятся пристанищем для самых разных видов деятельности. Специалисты выделили 15 направлений — от сельского хозяйства и разведения рыбы до образовательных услуг и спортзалов. В гаражах делают мебель, разводят раков, строят голубятни, открывают шашлычные, гостиницы. А некоторые боксы больше наминают неплохие таунхаусы, чем “дома для машин”. Нередко в регионах действует специализация, и гаражное производство имеет налаженные связи с вполне легальным.

У нас контролирующие органы регулярно проверяют гаражные кооперативы. В частности, налоговыми инспекциями проводятся внеплановые проверки по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности в сфере технического обслуживания и ремонта транспортных средств, проще говоря, серых СТО. В Министерстве по налогам и сборам приводят статистику: в прошлом году проведено 257 результативных проверок, в бюджет доначислено более 1 млрд рублей единого налога, на правонарушителей наложены административные штрафы в размере 102,5 млн рублей, а установленная сумма незаконно полученного дохода составила 167,8 млн рублей. В первом квартале нынешнего — 37 проверок, 308,2 млн рублей доначисленного единого налога, штрафы — 25 млн рублей, серый доход — 16 млн рублей.

Находят, конечно, далеко не всех. Нелегалы тщательно скрывают свой теневой бизнес от взоров проверяющих за плотно закрытыми воротами гаражей. Хотя не всегда серым этот бизнес можно назвать из-за того, что он юридически не оформлен. Суть в том, что бизнес в боксе — само по себе дело незаконное, говорит юрист Андрей Бушмакин:

— Даже в собственном гараже разрешено осуществлять не любую предпринимательскую деятельность, а лишь ту, которая прямо разрешена законодателем. Согласно нашим нормативным актам, гараж — это капитальное строение или изолированное помещение, предназначенное для хранения транспортного средства. Несоблюдение целевого назначения может повлечь изъятие земельного участка, отведенного для строительства и эксплуатации гаража. Если предпринимательство осуществляется и без государственной регистрации, могут привлечь к административной ответственности по статье 12.7 КоАП. Штраф (в зависимости от характера нарушения) — от 10 до 500 базовых величин. Так что перед началом осуществления предпринимательской деятельности в гараже нужно выяснить, требуется ли для этого регистрация ИП, юридического лица, разрешена ли такая деятельность в гараже (гаражных кооперативах) и какие специфические требования и условия необходимо соблюсти для ее ведения.

Получается, в общем-то, имеющая право на существование идея Ивана о хостеле — вне закона. Но это вовсе не означает, что на своем недвижимом имуществе люди не пытаются хоть как-то заработать, и попытки обустройства гаража под иные, не связанные с хранением авто нужды, — явление обычное.


zebra-tv.ru

СТО вопросов на засыпку


К примеру, самый популярный бизнес в наших гаражах — авторемонт. По подсчетам Минторга, в карманах нелегальных автослесарей оседает около 2 трлн рублей в год.

И эту проблему нужно решать. Серыми СТО у нас вплотную занялись пару лет назад. Но бороться стали не бесконечными проверками вкупе с запредельными штрафами, а переводом такого промысла в легальное русло. В 2013 году разрешили создавать мастерские в гаражных кооперативах, а недавно убрали сертификацию этого вида деятельности. Правда, эффект пока не очень впечатляет: на первое мая зарегистрировано 328 ипэшников (в то время как на момент введения указа, по оценкам Ассоциации предприятий автомобильного сервиса, в гаражных кооперативах насчитывалось около 30 тысяч нелегальных СТО).

Еще одно перспективное и довольно доходное с точки зрения умельцев направление — организация какого-нибудь производства.

Спальные районы Бреста не исключение из правил. Как во многих городах, с жилыми домами здесь соседствуют огромные кварталы гаражей. Со своими дорогами и богатой жизнью, которая превращает их в настоящий город в городе.

Андрей Иванчук владеет гаражом на окраине областного центра уже более десятка лет. Хватает тут места и на свой автомобиль, и на еще одну машину. Правда, клиентов у парня не так много, как хотелось бы. Но заработок с ремонта машин он имеет регулярный, хотя и небольшой.

Брестчанин рассказывает, что его гаражный кооператив далеко не самый “веселый”. Еще несколько лет назад в соседнем микрорайоне кипела действительно интересная жизнь. 

В боксах предприимчивые владельцы открывали не только СТО. Здесь шили одежду на продажу и даже резали свиней. Местные жители еще помнят, как ранним утром над гаражами разносился визг животных. 

А свинину с местной “бойни” можно было купить не только по знакомству, но и на рынке.

— Работать на себя на постоянной основе у меня нет нужды. Я официально трудоустроен, зарплата неплохая. Поэтому ремонт машин просто совмещаю с основным заработком. Честно говоря, это даже больше хобби. Обычно свою машину крутил, со временем стало неплохо получаться, вот и занялся услугами. Правда, за последние полгода у меня было клиентов, может, трое. Но про легальный бизнес, если честно, я тоже думал, — признается Андрей.

Правда, дальше бизнес-плана он не зашел. Говорит, узнал все требования и решил отложить открытие собственного СТО на лучшее время:

— Вот нужно мне, допустим, снять “стаканы”. Для этого есть специальный инструмент, а я могу сделать свой. Он будет не очень качественный, другой по виду, но им можно будет сделать все не хуже, чем заводским. Но для своего СТО надо еще как минимум один-два человека мастеров. При том, что нужно оборудовать помещение и закупить оборудование, это слишком дорого. И не факт, что предприятие окупится. Сейчас многие автовладельцы лучше сами отремонтируют, но сэкономят.

Еще один брестчанин, 25-летний Валерий, который производством пластиковых дверей в гараже занимается уже пять лет. За это время в своем просторном боксе он оборудовал небольшой завод с несколькими станками. Машины режут профиль, сваривают рамы. Стеклопакет и фурнитуру, которые заказывают отдельно, вручную монтирует нанятый рабочий. Еще двое занимаются монтажом: когда есть заказы, они едут на место и устанавливают уже готовую дверь.

Нелегальное у Валерия только производство. Сам брестчанин давно имеет статус индивидуального предпринимателя. Говорит, что взять производственное помещение в аренду дорого. А тут свой бокс.

А вот у пенсионера Михаила Здиславовича из Витебска кустарное производство столярных изделий — доходное хобби еще с молодости. С ним мы встречаемся в боксе, который, судя по всему, автомобиля никогда и не видел. Вместо него неплохой деревообрабатывающий станок. На полках не гаечные ключи, а наборы разнообразных фрез и плотницкого инструмента. Пол засыпан стружкой, которая по мере накопления складируется в мешки и вывозится.

— Жил в пригородной деревне, знакомым оконные рамы, рамки для картин, даже посуду деревянную вытачивал, — вспоминает старик. — Все разрушили, снесли, а меня переселили в квартиру. Но увлечение мое куда же дену? Тем более клиенты заказов ждут. Стал точить заготовки — соседи на шум жаловались, у жены с детьми аллергия на древесную пыль...

Михаил Здиславович понимал, что соседи имеют право ругаться, поэтому через год прикупил гараж по сходной цене. Теперь целыми днями здесь возится и вроде бы никому не мешает:

— Все сам, вот этими руками, — показывает потрескавшиеся ладони пенсионер.

Машинам здесь не место


В России гаражное дело считается не бизнесом, а промыслом, который существует исключительно за счет репутации и нацелен на то, чтобы его владелец смог хоть как-то прокормить семью. Эксперт Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова говорит:

— В такой деятельности есть своя ценность — это занятость и доходы для тех, кто в ней участвует. Недаром гаражная экономика развита в первую очередь в небогатых районах или развивается в периоды экономического кризиса. И в таких случаях бороться с ней слишком рьяно не стоит.

В наше время гаражи, передававшиеся из поколения в поколение по наследству, далеко не всегда используются по прямому назначению. Многие предпочитают лучше бросить свое авто под окном квартиры, чем каждый день совершать длительное и несколько утомительное таинство запирания машины в “домике”. А гаражу находят иное применение. Кто-то попросту хранит в смотровой яме стратегические запасы картошки и закаток, а иные отдают свою недвижимость в руки предпринимателей.

Газеты и тематические интернет-площадки пестрят объявлениями: “Сдам гараж в аренду возле рынка “Ждановичи” под склад”, “Сдам гараж. Хорошая шумоизоляция. Возможность использовать под музыкальную точку”, “Сдам гараж под СТО, ремонт автомобилей”, “Сдаются два гаража под организацию шиномонтажа”. Цены стартуют с 50 долларов в месяц. Особо подчеркивается шаговая доступность рынков, строительных баз и так далее. Речь арендодатели ведут именно о возможности использования боксов под склады продукции, для организации производств, сферы услуг. И такие предложения пользуются повышенным спросом, что неудивительно. Например, помещение под склад на территории рынка (все тот же бокс или контейнер) сдается в аренду за 5—10 долларов за квадратный метр. Торговцу выгоднее снять гараж в расположенном поблизости кооперативе и тем самым сэкономить существенную сумму. Сторожа кооперативов при этом ничего против не имеют. Не шумят арендаторы по ночам, и на том спасибо.

Столичные студенты-меломаны Арсений и Мирослав два года назад сколотили музыкальную группу. Играют тяжелый рок. В гараже.

— Тяга к музыке была сильная, ребята мы творческие, но, как и все студенты, небогатые. “Пробили” несколько музыкальных студий, но цены аренды там... В итоге обустроились в гараже, “виртуозим” по-тихому. Соседи не против, тем более что по сравнению с их шумом от всяких болгарок и молотков мы — тихони.

За свою кустарную студию ребята в месяц платят 70 долларов. За эту же сумму, утверждают они, даже в самой “убитой” музыкальной “точке” могли бы рассчитывать на несколько сеансов по два-три часа.

Бизнес начинается на коленках


Уничтожать бизнес из бокса никто не намерен. Наоборот, шаг за шагом создаются все более комфортные условия для таких предпринимателей — главное, чтобы они выходили из тени, говорит Катерина Борнукова:

— “Гаражная” экономика возникает в двух случаях: при желании уйти от налогов или если официально запускать небольшое производство невыгодно из-за излишнего регулирования экономики. Во втором случае можно рассматривать гараж как в своем роде бизнес-инкубатор. Самые успешные предприятия в будущем могут вырасти и легализоваться.

Такие примеры есть и они известны всему миру. Производство кукол Барби, мотоциклов “Харлей-Дэвидсон”. Крупнейшие в мире IT-компании — Apple, Microsoft, Google. Весь этот бизнес родился в гараже. Конечно, обольщаться не стоит — большая часть предприятий из боксов либо канет в Лету, либо так и остается в тени. 

Но нужно понимать: гараж — это лишь площадка для развития предпринимательской инициативы. Искать причину, по которой выбирают именно ее, долго не приходится: арендовать или купить бокс доступно во всех отношениях, недорого обойдется и содержание такого помещения. Это привычно и понятно: в Советском Союзе именно здесь зарождался капитализм. И если гаражей у нас в стране тысячи, то тех же бизнес-инкубаторов всего 18, и в них еще нужно попасть. Так почему бы не раскрыть гаражные ворота для предпринимательства?

Компетентное мнение

Сергей Балыкин, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства:

— С одной стороны, чем меньше контроля будет за “гаражниками”, тем проще им будет развивать свой бизнес. История знает немало примеров, когда именно из подвалов и подсобок начинались компании с мировым именем. Вдруг и у нас кто-то “выстрелит”? С другой стороны, не нужно забывать, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Стандартный гараж по своей сути — часть совместного домовладения. Помимо развивающего в своем боксе бурную деятельность умельца, там есть его соседи. Они могут быть недовольны захламленностью проездов (в случае организации на базе гаража склада), постоянным шумом (в случае производства), повышенным трафиком (при организации, например, шиномонтажа). Нужно со всеми договариваться! Если же владелец гаража никому не мешает, его деловую инициативу можно только поприветствовать.

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— Выскажу личное мнение. Поскольку у нас недвижимость дорогая, многим инициативным гражданам не остается иного выхода, как приспосабливать под свои нужды имеющиеся в собственности боксы. И сегодня, когда мы ратуем за поддержку и развитие предпринимательства, не следует для таких людей зажимать гайки, проводить тотальные рейды по выявлению мелких нарушений. Однако при этом закон никто не отменял и за действия в гаражных кооперативах нужно нести ответственность. Причем возложить ее лучше всего на юридическое лицо, чтобы председатели кооперативов строго следили за порядком и разрешали деятельность исключительно в рамках законодательства. Ведь нельзя же, к примеру, в обход санитарных норм устраивать в гаражах массовые склады или даже производства пищевой продукции. Точно так же МЧС не допустит организации пожароопасной и взрывоопасной деятельности.

В тему

Ищет милиция. И находит


Нередко в укромных гаражных местах устраивают склады контрафактной продукции — спиртного, сигарет, продуктов питания и так далее. А в минувшем марте сотрудники столичных правоохранительных органов обнаружили в боксе одного из гаражных кооперативов почти 2 тонны мака. Владелица незадолго до этого сдала свою недвижимость в аренду. 

В этом же месяце в Барановичах раскрыли хорошо оборудованную лабораторию по выращиванию конопли. Плантация была разбита опять-таки в боксе. А в апреле милиционеры УВД Гомельского облисполкома задержали жителя Мозыря, который переоборудовал  “домик для машины” под производство амфетамина.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter