На месте крушения Boeing в Эфиопии.
Однако в нынешней трагедии есть определенные закономерности. Буквально за каких-то полгода это уже второй инцидент, который связан с данной моделью самолета. Предыдущее крушение случилось в октябре 2018-го в Индонезии, и тогда жертвами стали 189 человек. К слову, причина первой трагедии до сих пор официально не установлена. Отмечается только то, что после взлета пилоты запросили у авиадиспетчера разрешение вернуться в аэропорт и в считанные минуты самолет рухнул. Получается, что две трагедии произошли через небольшое время после вылета лайнеров из аэропортов. Более того, американская пресса, в частности The Wall Street Journal, ранее обращала внимание на то, что компания Boeing якобы утаила информацию, что новые самолеты могут неожиданно срываться в так называемое неконтролируемое пике. В новейших версиях авиалайнеров есть функция, которая помогает избежать опасного задирания носа самолета во время полета. Однако при нештатной ситуации система может так сильно опустить нос, что у пилотов не будет возможности выровнять полет. В результате, как отмечают эксперты, все это способно привести к трагедии. Пока авиационные специалисты разбираются в каждом трагическом случае, можно констатировать, что сложившаяся ситуация окажет негативное влияние на американского производителя самолетов.
На фоне случившегося акции компании упали почти на 10%. В качестве дополнительной меры предосторожности в Китае приостановили полеты всех лайнеров 737 MAX 8. Помимо этого, Boeing на неопределенный срок отложил презентацию нового широкофюзеляжного самолета, запланированную на эту среду в Сиэтле.
Что касается нашей страны, то в ближайшее время флот «Белавиа» должен пополниться несколькими новыми Boeing 737 Max 8. В «Белавиа» нам подчеркнули, что на данный момент они проводят обучение в Сиэтле технического и летного персонала по эксплуатации данной модели самолета:
— Так как расследование причин авиакатастрофы авиакомпании Lion Air не завершено, а о причинах инцидента Ethiopian Airline говорить преждевременно, то «Белавиа» будет работать в штатном режиме, ожидая результатов экспертизы и делая все, чтобы полеты проходили безопасно.
Стоит учитывать и то, что Boeing 737 MAX стал одним из самых продаваемых самолетов в истории компании. И если будет доказано, что у данного авиалайнера были определенные технические недостатки, способные приводить к катастрофам, то эксплуатацию по всему миру этой модели полностью остановят. Больше скажу, если в конечном итоге выяснится, что Boeing знал о неисправности своих самолетов, то компания просто-напросто может обанкротиться и уйти с рынка.
Возьмем для примера так называемый «дизельгейт», когда многие известные гранды европейского автопрома специально занижали количество вредных газов, которое выбрасывали в атмосферу авто на дизельных двигателях. Все это стоило компаниям не только драгоценной репутации, но и не один миллиард долларов штрафов. А вот у Boeing дела могут оказаться намного хуже, учитывая сколько человек погибло как минимум в двух авиакатастрофах. В такой ситуации стоит лишь надеяться, что в погоне за прибылью компания все-таки не играла в рулетку с человеческими жизнями и случившееся — трагическое стечение обстоятельств…
bakun@sb.by